Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Жилье для переселенцев: и око не видит, и зуб неймет

Vgoru
Автор
Поширити:
20 листопада 2017 11:57
818

Директор Херсонского регионального управления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Юрий Волкович встретился с живущими в Херсоне внутренне перемещенными лицами (ВПЛ, а проще — переселенцами), чтоб поговорить о такой насущной для этих людей проблеме, как обеспечение жильем.

Пришедшие на встречу переселенцы надеялись получить ответы на массу вопросов о продекларированной государственной властью не особо внятной (если говорить мягко) программе обеспечения ВПЛ жильем. Ведь об этой программе известно только, что государство пообещало переселенцам компенсировать половину стоимости покупаемого ими жилья.

Стало только хуже

Напомним, 10 апреля вступил в силу закон № 1954-VIII (регистрационный номер 4550), который декларирует программу государственной помощи на приобретение (строительство) жилья для участников АТО и переселенцев. Закон этот внес изменения в статью 4 действующего закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства». Согласно данному закону, участникам антитеррористической операции, семьям погибших участников АТО, а также вынужденным переселенцам предоставляется государственная поддержка при строительстве жилья, которая заключается в финансировании государством 50% стоимости строительства, приобретения доступного жилья или льготного ипотечного жилищного кредита.

О том, что закон этот - «голый», то есть, не обеспечен необходимой для его исполнения базой нормативно-правовых документов, мы уже писали раньше.

Но с тех пор в ожидании прошло несколько месяцев. И потому, когда анонсировали встречу с Юрием Волковичем, у переселенцев была надежда на то, что хоть немного, но «лед тронулся».

Однако, с самого начала этого мероприятия стало понятно, что ситуация только… ухудшилась. Как рассказал Юрий Николаевич, из госбюджета все регионы Украины получили в этом году средства на реализацию госпрограммы обеспечения ВПЛ доступным жильем. Но сумма - мизерная, позволяющая одной области оказать помощь в получении жилья только… одной семье.

«Выделено около 270 тысяч, то есть, — примерно половина стоимости небольшой квартиры», - сказал Волкович.

Выходит, хоть одна живущая в Херсоне переселенческая семья в этом году отпразднует новоселье? Вряд ли.

Как рассказал директор Херсонского регионального управления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, сотрудничать с его организацией в рамках этой программы согласился только один застройщик. Что не устроило чиновников Минрегионстроя, курирующего исполнение программы.

«В министерстве заявили, что хотят видеть участниками программы не менее двух застройщиков от каждого региона, чтоб были выбор и конкуренция», - пояснил Юрий Николаевич.

Но пока ситуация такова, что застройщики воспринимают предложения об участии в программе без энтузиазма:

«Последние четыре года госпрограмма по обеспечению доступным жильем не финансировалась и фактически «приказала долго жить». За это время все застройщики, которые работали с этой программой, просто потеряли интерес к ней. Сейчас им проще работать, не имея дело с госпрограммой».

В целом причины отказов херсонских застройщиков участвовать в программах, финансируемых из госбюджета, — тема отдельного разговора, причем, возможно, даже разговора не в СМИ, а разговора между руководителями строительных фирм и работниками контролирующих органов.

Коснемся только одной из причин, не имеющей отношения к законопослушности и прозрачности работы застройщиков. То есть, вспомним о том, что предложение формируется там, где есть спрос. А херсонские застройщики наверняка понимают, что при нынешнем порядке оформления документов для участия переселенцев в программе обеспечения доступным жильем дома, которые будут зарезервированы для участия в программе, могут остаться незаселенными еще надолго.

Ведь требования к документам, которые переселенцу нужно предъявить, чтоб претендовать на квартиру с 50-процентной скидкой, - практически невыполнимые.

Как пояснил Юрий Волкович, рассказывая о перечне необходимых для участия в программе документов, людям нужно предоставить официальное подтверждение того, что их жилье на неподконтрольной части Донбасса или в Крыму разрушено, или непригодно для проживания. Кто и каким образом должен выдать переселенцу такой документ? И как быть людям, которые просто оставили свое жилье, выехав в Украину, не желая жить на оккупированной территории? Ответов на эти вопросы ни законодатели, ни высшие органы исполнительной власти пока не дали и вряд ли дадут в ближайшее время.

Также, как рассказал Юрий Волкович, для участия в программе обеспечения доступным жильем переселенец должен предоставить еще и «документы о регистрации места жительства на каждого члена семьи», то есть, — получить прописку по месту нынешнего проживания.

«Это — один из самых проблемных вопросов. Дело в том, что полноценная официальная регистрация переселенца на новом месте жительства может повлечь за собой утрату статуса ВПЛ и, следовательно, — полагающихся пособий и льгот», - сказал Юрий Николаевич.

По его словам, в некоторых регионах, например, в Харьковской области, нашли не конфликтующий с законодательством способ обойти эту норму: приняли решение на региональном уровне, и там новая прописка переселенца не приводит к утрате им статуса. В Херсонской области пока ничего не сделано. При том, что проблему, как показывает практика других областей, решить можно.

Кстати, утрата статуса ВПЛ особенно болезненно ударит по семьям, в которых есть пенсионеры, или получатели каких-либо социальных пособий. Часто приходилось слышать от правозащитников, читать в СМИ и в соцсетях, что переселенцам после получения новой регистрации (например, при покупке жилья) отказывали в продолжении выплаты пенсий и пособий, объясняя это какими-то внутренними ведомственными указаниями, разрешающими выплаты переселенцам на основании только электронных баз данных, а во всех остальных случаях «внутренние ведомственные указания» якобы обязывают людей при смене места жительства позаботиться о передаче своего бумажного дела в другое отделение Пенсионного фонда, или в другое управление соцзащиты. И под эти «указания» почему-то подпадают люди, утратившие статус ВПО: для чиновников они становятся просто людьми, переехавшими из одного региона в другой, и потому у них начинают требовать документы... из Донбасса или Крыма. Сейчас, как рассказывают правозащитники, в судах ждут рассмотрения сотни исковых заявлений экс-переселенцев о возобновлении выплаты пенсий и пособий.

Кроме практически непреодолимых препятствий, связанных с оформлением документов, у данной программы по обеспечению переселенцев жильем есть и еще одна специфика, о которой не стоит забывать. Половину стоимости квартиры человек должен оплатить самостоятельно. Причем, положить эту сумму на специальный расчетный счет в банке до того, как получит квартиру. То есть, «доступное жилье», которое предлагают переселенцам, доступно только очень небольшой их части — людям, которые могут позволить себе безболезненно «раскошелиться» на 200 и более тысяч грн. и ждать завершения строительства квартиры неопределенно долгое время. Льготного кредитования под 7 % годовых, которое было в первоначальной программе «Доступное жилье», сейчас нет.

«Банки наотрез отказываются участвовать в программе, считая ее очень рисковой», - сказал  Юрий Волкович.

Впрочем, и ипотечное кредитование — не самый эффективный способ обеспечения переселенцев жильем, так как взять кредит смогут лишь люди, имеющие официальный заработок, позволяющий «тянуть» очень обременительные финансовые обязательства, а еще пребывающие в таком возрасте, чтоб оставаться трудоспособными на период погашения кредита.  

Фокус с последующим разоблачением

«Множество пробелов и коллизий в законодательстве, касающемся внутренне перемещенных лиц, существует уже давно. Они активно обсуждаются в прессе, в социальных сетях. В том числе и те, о которых вы говорили. И мы сюда пришли в надежде услышать о прогрессе в решении этих проблем. Но нам снова рассказали об уже известном! И ради чего тогда нас собирали?!», - эмоционально подвела итог встречи одна из представительниц ВПЛ.

Действительно, для чего собирали людей?

Да только лишь для того, чтоб намекнуть, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». О том, что переселенцам необходимо активнее участвовать в отстаивании своих интересов говорил и Юрий Волкович.

Правда, директор Херсонского регионального управления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству упорно уходил от ответа на вопросы о том, как, по его мнению, переселенцы должны отстаивать свои интересы. Говорил только о необходимости участвовать в заседаниях депутатских комиссий, на которых будет рассматриваться финансирование местных социальных программ. Говорил, что нужно добиваться включения в бюджет на 2018 год государственного финансирования программ по обеспечению доступным жильем (пока в проекте бюджета на эти цели не предусмотрено ни копейки).

Юрий Николаевич утверждал, что встретиться с переселенцами решил по собственной инициативе. Возможно. Но встреча эта, прошедшая 17 ноября, удивительным образом совпала с выходом в «Зеркале недели» статьи председателя правления «Госмолодьжилья» Сергея Комнатного «Бутерброд для бедных или инструмент выхода страны из демографического кризиса?», в которой непосредственный начальник Юрия Волковича тоже сетует на отсутствие бюджетного финансирования государственных жилищных программ.

Заканчивается эта статья так:

«Не хватает одного — политической воли тех, кто уполномочен принимать ответственные, важные для граждан решения. Только по этой причине амбициозные планы Госмолодьжилья восстановить постепенное движение к решению жилищного вопроса сотен тысяч украинцев пока что остаются только намерениями. Думаю, общественный резонанс вокруг отсутствия полноценного финансирования государственных жилищных программ может стать тем аргументом, который сдвинет вопрос с мертвой точки. Ввиду этого, а также надежды на мудрость или хотя бы инстинкт самосохранения представителей власти, и хотелось привлечь внимание к очерченной проблеме».

Двадцать лет без права...

Кстати, статья Сергея Комнатного — не единственная появившаяся в последнее время достойная внимания публикация в СМИ, посвященная проблемам ВПЛ. «Украинская правда» недавно опубликовала статью руководителя общественной организации «Всеукраинская ассоциация переселенцев» Руслана Калинина «Помощь переселенцам: опыт Грузии». В ней автор рассказывает о посещении Грузии и ее опыте работы с ВПЛ.

Помните, под каким «соусом» еще относительно недавно (даже год назад) нам преподносили грузинский опыт интеграции их ВПЛ? Как стопроцентно негативный. О поселках, в которых живут грузинские переселенцы, писали как о маргинальных анклавах, населенных тунеядцами и попрошайками. И не для того ли это делалось, чтобы наши проблемы людей, ставших эмигрантами на своей родине, выглядели бы относительно сносно? А заодно и как бы объяснялось, почему переселенцам нельзя предоставлять постоянное жилье на новом месте.

В статье Руслана Калинина речь идет о совершенно другой ситуации с переселенцами в Грузии. Оказывается, и поселки, в которых живут ВПЛ, постепенно преобразуются в весьма цивилизованные населенные пункты, и люди хорошо содержат полученные от государства дома, а некоторые «тунеядцы и попрошайки» их даже перестроили, расширили. И грузинские переселенцы не сидят без дела, оказывается, работают: кто-то на действующих в поселках малых предприятиях, кто-то — в соседних населенных пунктах. А возле самого большого городка переселенцев в Алагорском районе намерена строить свой завод компания «Coca-Cola»: будет создано триста новых рабочих мест.

Для переселенцев, по каким-то причинам не получившим жилья, государство покупает квартиры. Именно покупает, оплатив их полную стоимость. Полную!

Однако, в Грузии необходимость именно такой интеграции ВПЛ осознали лишь в 2004 году (начало предоставления жилья переселенцам), а полноценную госпрограмму приняли в 2007-м. То есть, соответственно через 22 и 25 лет после появления в этой стране первых вынужденных переселенцев. А до того ситуация была похожа на нашу, украинскую.

Неужели и нашим переселенцам придется двадцать лет ждать реального решения их проблем?               

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів