В октябре исполняется 203 года со дня рождения выдающегося итальянского композитора, автора 26 опер (“Аида”, “Риголетто”, “Травиата” и многие другие) – Джузеппе Верди.
В юности его не приняли в консерваторию, а позже он стал национальным символом итальянской классической музыки. В жизни Верди случалось немало курьезов, которые свидетельствуют не только о незаурядном музыкальном даровании композитора, но и о его прекрасном чувстве юмора.
В 19 лет Джузеппе Верди не приняли в Миланскую консерваторию “из-за низкого уровня фортепианной игры”. Дирижер сказал ему: “Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…” А уже через несколько десятилетий Миланская консерватория считала честью называться именем “бесталанного” музыканта.
Верди обладал необыкновенным умением извлекать музыку из любых звуков, даже звуков улицы. Он всегда носил с собой нотную тетрадь, в которую записывал все свои музыкальные впечатления от прожитого дня. Детский плач, выкрики лодочника или мороженщика, ругань строителей – все превращалось в музыкальную тему. Верди заседал в сенате и однажды написал фугу по мотивам выступлений законодателей!
Как-то раз к композитору обратился один из начинающих музыкантов с просьбой оценить масштаб его дарования. Это был рослый и мускулистый молодой человек устрашающей наружности. Играл он скверно, и когда попросил вынести ему максимально честный вердикт, Верди сказал, что не может этого сделать. А когда юноша спросил о причине, ответил: “Боюсь!”
Когда композитор закончил работу над оперой “Трубадур”, он пригласил оценить ее музыкального критика, настроенного к Верди весьма недоброжелательно. Прослушав фрагменты оперы, тот изрек: “Откровенно говоря, все это кажется мне довольно плоским и невыразительным”. Каково же было его удивление, когда композитор в ответ возликовал: “Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! Теперь я совершенно уверен в успехе моего “Трубадура”, ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!”
Премьера оперы “Аида” имела невероятный успех, Верди получил множество восхищенных отзывов. Однако помимо них пришло и письмо от некоего недовольного слушателя, который сетовал на зря потраченное время и требовал вернуть ему деньги за проезд, за билеты в театр и за ужин. Верди распорядился выделить эти деньги, за вычетом счета за ужин, и потребовал от получателя расписку о том, что он обязуется больше никогда не слушать опер Верди – “во избежание новых расходов”.
Однажды в гости к композитору, который проводил лето на вилле в Монтекатини, приехал приятель. И обнаружил, что тот занимает всего одну комнату в двухэтажном особняке. А все остальное пространство занято… шарманками! Верди объяснил возникновение необычной коллекции: “Видите ли, я приехал сюда в поисках тишины и покоя, надеясь поработать над своей новой оперой. Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок… С утра до ночи они услаждали мой слух ариями из “Травиаты”, “Риголетто”, “Трубадура”. Причем имелось в виду, что я должен был еще и каждый раз платить им за это сомнительное удовольствие. В конце концов я пришел в отчаяние и попросту скупил у них все шарманки. Это удовольствие мне обошлось довольно дорого, но зато теперь я могу спокойно работать…”
Однажды убеленный сединами и уже известный на весь мир композитор беседовал с начинающим музыкантом, убежденным в собственной гениальности. Тот без устали говорил о себе и своих успехах, на что Верди ответил: “Когда мне было 18 лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: “Я”. Когда мне было 25 лет, я говорил: “Я и Моцарт”. Когда мне было 40 лет, я уже говорил: “Моцарт и я”. А сейчас я говорю просто: “Моцарт””.
В последние годы жизни композитора на его личные средства были открыты больница в Вилланова и Дом для престарелых музыкантов в Милане, за строительством которого он следил лично. Когда Верди спросили, какое из своих творений он считает самым выдающимся, тот ответил: “Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов”.
P.S. Джузеппе Верди родился 10 октября 1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство. Скончался 27 января 1901, в Милане. Оперы: “Риголетто” (1851), “Трубадур”, “Травиата” (обе 1853), “Бал-маскарад” (1859), “Сила судьбы” (для Петербургского театра, 1861), “Дон Карлос” (1867), “Аида” (1870), “Отелло” (1886), “Фальстаф” (1892), Реквием (1874).