Когда в Каланчакском районе открывали памятник крымчанам, погибшим за Украину, то среди людей, которых благодарили за посильную помощь в сооружении этого монумента, был и Юрий Соломаха, живущий в селе Преображенка (до недавнего времени – Красный Чабан).
Юрий – предприниматель, предоставляющий односельчанам услуги по доступу в интернет.
“Вот только сейчас мой баланс доходов и расходов стал “нулевым”, а предыдущие два года, когда все создавал, работал “в минус”, – рассказывает он о бизнесе, который начал в 2014 году. А когда-то предприятие “ЧП Соломаха Ю. В.” было одним из крупнейших налогоплательщиков в крымском Армянске. Юрий был известным в городе общественным деятелем. В 2010 году баллотировался на выборах городского головы, но проиграл. Мэром стал выдвиженец Партии регионов Валентин Демидов. Он в 2012 году пытался “выдавить” Юрия Соломаху из бизнеса и “расчистить дорогу” для предприятия-конкурента, которое возглавлял двоюродный брат градоначальника.
“В марте 2014 года, когда началась оккупация, я принял решение: жить в России не буду, не могу”, – рассказывает Юрий Соломаха.
О тех днях он вспоминает как о “театре абсурда”:
“В город въехали семьдесят российских бронемашин “Тигр”… Чеченцы, ряженые казаки, сербы… Большинство – маргинальные люди. Мы были в шоке. Эта братия начала устанавливать свои порядки. Впрочем, понятие “порядок” несовместимо с той оравой, которую к нам привез “русский мир”. С горожанами “гости” не церемонились. Мне тоже досталось. Как-то не удержался, сказал, что о них думаю. Избили”.
По словам Юрия Соломахи, утверждение российских пропагандистов, что жители Крыма восприняли аннексию с радостью, абсолютно не соответствует действительности:
“Поверьте, не у каждого крымчанина – “русский мир головного мозга”. Скажем, из жильцов ста квартир дома, где я жил в Армянске, на так называемый референдум пошли, наверное, человек восемь – пенсионеры, ностальгирующие по “совку”. Многие люди трудоспособного возраста проигнорировали этот фарс. На том “референдуме” массовку в основном создавали люди, привезенные из России: те самые маргиналы, о которых я говорил. Они ходили от участка к участку и голосовали, даже не предъявляя какие-то документы. Так Армянск и дал 113-процентную явку, о которой тогда много писали. А вот кто у нас однозначно поддержал аннексию, так это – городская власть, местные милиция и СБУ. Если в соседнем Красноперекопске в марте 2014-го мэр, поняв, что происходит, сложил с себя полномочия, то наш городской голова присягнул оккупантам. Сейчас он – “министр экономического развития” в оккупационной власти Крыма”.
Летом 2014 года Юрий Соломаха с семьей уехал в Херсонскую область. Поселился в Каланчакском районе, неподалеку от родины. Хотел пойти добровольцем в вооруженные силы Украины, чтоб от души “поблагодарить” россиян за содеянное ими. Не прошел медкомиссию. Сейчас совмещает бизнес с общественной деятельностью. И готовится вернуться в Крым. В составе добровольческого батальона “Аскер”, база которого находится в Каланчакском районе. Был активным участником гражданской блокады Крыма.
“Наш батальон называют крымскотатарским, – рассказывает Юрий, – но примерно 40 % списочного состава – люди других национальностей. Это люди, жизнь которых круто изменилась из-за аннексии Крыма, которые хотят снова видеть его украинским. И это нас объединяет”.
Жизнью на новом месте Юрий Соломаха в целом доволен:
“Отношения с односельчанами у меня хорошие. К счастью, события 2014 года не повлияли негативно на ситуацию в моей семье: никто из ближайших родственников не поддержал аннексию Крыма, и все они сейчас – на материковой Украине”.
Хотя нельзя не признать, что порой приходится нелегко:
“Проблемы, конечно же, есть. А у кого из переселенцев их нет? С нуля создаю бизнес. Но проблемы, с которыми предприниматели сталкиваются на материковой Украине, не идут ни в какое сравнение с тем, что пережили в Крыму. Крым все 25 лет независимости Украины был островком извращенного “совка”: и бизнес там был, и частная собственность, но коррупция и чиновничий произвол были колоссальными. Особенно – после прихода к власти Януковича и появления в Крыму “донецкой команды”. Сейчас эти люди – кадровый костяк оккупационной власти”.
“Я обязательно вернусь в украинский и обновленный Крым, – говорит Юрий Соломаха. – Мы в “Аскере” все мечтаем вернуться. Я понимаю, что деоккупация полуострова – процесс, который займет не один год. Но Крым мы обязательно вернем!”.
P.S. Юридическую консультацию переселенцы могут получить по адресу: Херсон, ул. Фрунзе, 2, оф. 19. Дни приема: вторник, четверг с 10.00 до 15.00. Предварительная запись по тел. (0552) 49 60 03.
За психологической помощью можно обращаться в Благотворительный фонд "Дерево жизни" к психологу Андрею Калите по адресу: г. Херсон, ул. Перекопская, 3, 050-418-10-01
Публикация подготовлена в рамках проекта “Строим Херсонщину вместе” при поддержке Black Sea Trust и немецкого Фонда Маршалла. Мнения авторов публикаций не обязательно совпадают с точкой зрения Black Sea Trust, немецкого Фонда Маршалла или их партнеров.