Президент фестиваля Лилия Млинарич рассказала, как «Джаз-Коктебель» изменится в этом году и объяснила, почему его смысл будет не только в музыке.
После аннексии Крыма в 2014 году «Джаз-Коктебель» перебрался на материк. Сначала он нашёл пристанище в Затоке, в 2016 году переехал в Черноморск. Казалось, фестиваль наконец укоренился, нашёл себе место, но этим летом ему пришлось в срочном порядке искать новую локацию: черноморцы не захотели принимать «Джаз-Коктебель» у себя. Хуже всего, что это долго не говорили прямо, поэтому, когда прозвучал официальный отказ, организаторам пришлось срочно искать альтернативные площадки – пропускать год они считают неправильным.
Выручили киевляне. Клуб «ЮБК» на Трухановом острове позвал к себе провести концерты, однако со сменой локации стало понятно, что масштабный фестиваль придётся отложить. Не все хедлайнеры «Джаз-Коктебеля» были готовы перенести выступления в Украине на 2020 год. Чтобы выполнить обязательства перед ними, договорились с фестивалем Atlas Weekend, в июле на его сцене выступили Télépopmusik и UNKLE. А на Трухановом острове решили 6-8 сентября провести мероприятие более скромного масштаба, построив палаточный городок с несколькими сценами. Президент фестиваля Лилия Млинарич не исключает, что патриоты фестиваля ощутят ностальгию: примерно таким он был в первые годы существования, когда джаз звучал в Коктебеле.
Палаточный городок – это такой привет знаменитому коктебельскому шатру под Карадагом, где в первые фестивали жили и почти круглосуточно джемили исполнители?
- Вы правы, мы вспомнили, как всё начиналось в Коктебеле. Там было две сцены: одна на площади у Дома Волошина, вторая – знаменитый шатёр, где народ тусовался, где случались такие артистические коллаборации, которые ты в жизни больше нигде не услышишь. Это как раз про сотворчество, про резиденции. Понимая, что формат новый, экспериментальный, что наши большие спонсоры ждут морского фестиваля в следующем году, мы решили, что позовём резидентов. Ведь за 17 лет существования фестиваля у него появилось много друзей-музыкантов, которые здесь начинали, которые сюда возвращались, которые с тех пор выросли. Мы решили построить программу вокруг новых проектов, новой, иногда совершенно экспериментальной, музыки, не свойственной этим музыкантам. При этом артисты будут иметь возможность прямого диалога с публикой: все сцены относительно небольшие, творец – на расстоянии руки. Мы просим всех музыкантов подумать над тем, как им сделать активную обратную связь, в отличие от обычных концертов, где обратная связь это только аплодисменты.
То есть, это будет аналог квартирника?
- Да, близко к нему. Мы назвали формат «ламповым».
Сколько всего будет резиденций?
- Всего их четыре. Koktebel Jazz на территории клуба «ЮБК» примет наших друзей, среди них, например, Рома Коляда, который все свои новые проекты показывал у нас, так что он продолжит эту традицию. Новый проект покажет Павел Игнатьев, выступит Лёша Ревенко и много других исполнителей. Там же будет программа, которую мы назвали Vintage Jazz, с фильмами об истории джаза, музыкальными мастер-классами.
Будет детская резиденция Jazz Kids, в последний день фестиваля дети поставят мюзикл. В Киеве достаточно музыкальных школ, поэтому мы приглашаем их учеников прийти и поиграть, туда же позовём взрослых музыкантов, чтобы они устроили джемы с детьми.
Будет резиденция Koktebel Beach Club, её мы делаем с киевским объединением ХЛАМ – «Художники, литераторы, артисты, музыканты». Мы хотим показать электронную музыку, но с обязательным участием живых музыкантов – этот формат когда-то тоже возник у нас на фестивале. Там будут мелодекламации, арт-мастерские, sunset-джемы – на закате, в лучах заходящего солнца, чтобы выглядело эстетски.
Отдельная сцена появилась от крымчан. Мы её не планировали, но она пришла, значит, ей надо было появиться.
Сама появилась?
- Когда я объявила, что в Черноморске не сложилось, стали звонить и писать крымчане: «У нас что – уже последний фестиваль забирают?» Для них есть нотка ностальгии во всём этом: в Крыму был «Казантип», были мы, был Ялтинский кинофестиваль. Мы оставались последним крымским фестом, половина нашей команды крымская, люди выехали с полуострова вместе с «Джаз-Коктебелем». Команда решила, что Коктебель там, где мы. Для нас это позиция, мы не хотим от неё отказываться.
Крымчане – ребята из «Крымского дома», «Громадського радіо», «Громадського телебачення» - позвонили и сказали, что хотят сделать резиденцию «Остров Крым». Там пройдёт фестиваль крымской еды, прозвучит крымская музыка. У нас очень часто только о крымскотатарской истории говорят, и она у нас будет: Усеин Бекиров выступит с новой работой. Но есть и другая крымская музыка, когда-то существовал знаменитый рок-клуб «Два капитана». Так вот выступят «Куклы Клауса», «Руки`в Брюки» - ряд крымских рокеров.
Самое главное, что сейчас происходит вокруг этих арт-резиденций: у нас нет оргкомитета в классическом виде, есть команды запуска каждой резиденции. Мне страшно нравится, что люди занимаются творчеством, опыляют друг друга идеями. Там поднимаются не только культурные вопросы, например, о том, как люди справляются с онкозаболеваниями. Это некое комьюнити, они пригласили журналистку Янину Соколовскую, будет возможность обсудить с ней эту тему. Ещё там будут правозащитники, будут прекрасные крымские татары, которые собираются учить играть на народных инструментах, будут фотозоны.
Мы очень хотим создать классическую биг-бендовскую историю с духовиками, пригласили очень талантливых ребят из бахмутского музыкального колледжа – это 30 км от линии фронта. Надеемся, что таким образом сможем внести лепту в объединение страны.
Фестиваль будет платным?
- Платным, возможно, будет только Koktebel Jazz на «ЮБК», да и то мы сейчас пытаемся фандрайзить. Пляжные резиденции и «Остров Крым», как в большей степени социальный проект, чем музыкальный, бесплатные. Пляжная секция будет открываться с 9:00, там по утрам будет интересная фишка – lounge-йога, остальные откроются в полдень. Мы планируем, кстати, что с пляжной зоны в 1:00 будет отходить кораблик с дискотекой. У крымчан ночью после 23:00 будут кинопоказы. Там мы планируем показать интересный проект «Німа ніч с тапером»: всевозможные старые фильмы получат джазовую озвучку.
Что дальше, какие планы на 2020-й?
- После фестиваля в Киеве мы отправимся в экспедицию искать себе место на побережье. Уже получили приглашения из Скадовска и Хорлы Херсонской области, нам звонили из посёлка Рыбаковка Николаевской области. Для нас важны три вещи: логистика – к фестивалю должно быть легко добраться, готовность местных к партнёрству – тогда ты понимаешь, что нужен этому месту, ведь раз за разом разбивать стену очень сложно, и, конечно же, нам нужно красивое море, красивый пляж, потому что это и есть одна из фишек фестиваля.