События 2 мая 2014 года в Одессе спустя три года вновь отозвались беспорядками в приморском регионе.
Виной всему стал оправдательный приговор суда для 19 фигурантов дела: их признали невиновными в организации и участии в провокациях, которые переросли в массовое побоище, и отпустили на свободу прямо из здания суда. Согласится ли с таким решением общество и почему обвинение, по мнению суда, не смогло предоставить достаточных доказательств вины фигурантов, разбирался "Апостроф".
Эпопея с судебным рассмотрением "дела 2 мая" тянется еще с весны. Сначала им занимался Малиновский суд Одессы, но защита обвиняемых добилась отвода судей. Апелляционный суд Одесской области решил передать дело в Киевский райсуд города, затем в Приморский, затем в Киевский, но в каждом из них по очереди отфутболили резонансное дело, мол, кто-то из судей ушел в отпуск, кто-то заболел, и квалифицированных специалистов для рассмотрения этого дела просто не нашлось. А ведь судьи должны были рассматривать даже не трагедию в Доме профсоюзов, этот эпизод выделен в отдельное производство, а события на Греческой площади, предшествовавшие пожару. В результате судебных игр дело пришлось перенести из Одессы в соседний Черноморск. 31 мая состоялось первое заседание городского суда Черноморска по "делу 2 мая" на котором было решено провести рассмотрение в ускоренном режиме.
На скамье подсудимых оказались 19 человек, среди них двое граждан России: Евгений Мефедов и Максим Сакауов. Всем подозреваем предъявили обвинение по части 2 статьи 294 УК Украины "Массовые беспорядки". А экс-сотрудника милиции Одессы Сергея Долженкова обвинили еще и в организации этих беспорядков. В итоге 18 сентября Черноморский суд выдал резонансное решение – отпустить всех подозреваемых с формулировкой "в связи с недоказанностью, что уголовное правонарушение совершено обвиняемыми".
Правда, россиянин Евгений Мефедов и Сергей Долженков свободой наслаждались недолго. Прямо в здании суда Черноморска им предъявили обвинение по части 2 статьи 110 УК Украины "Посягательство на территориальную целостность Украины". Уже в Одессе Киевский райсуд взял их под стражу на два месяца.
Решение коллегии судей Черноморска моментально взбудоражило общественность. Под стенами суда собрались десятки активистов, не желавших так просто отпускать антимайдановцев. Завязалась потасовка с полицейскими и Нацгвардией, которые обеспечивали безопасный выход из здания суда уже экс-обвиняемым. "Активисты распыляли в сторону сотрудников полиции слезоточивый газ, кидали взрывпакеты, а также тротуарную плитку в сторону сотрудников полиции и в служебный автобус. Вследствие столкновений 20 работников полиции получили телесные повреждения разной степени тяжести", - сообщили в пресс-службе полиции Одесской области.
Общественный гнев моментально пал на коллегию судей под председательством Филиппа Журавля, которая оправдала антимайдановцев.
"Суд не только отпустил всех фигурантов дела, но в тот же вечер заставил исполнить свое решение, хотя по закону исполнение судебного решения осуществляется после рассмотрения дела апелляцией. Получается, они очень спешили всех отпустить", - говорит "Апострофу" одна из активисток патриотической организации "С14" в Одессе Анна.
Однако эксперты "Группы 2 мая", которая объединяет журналистов, экс-правоохранителей, специалистов по оружию, уверены, что суд действовал правомерно и просто не мог принять другого решения, исходя из тех доказательств, которые предоставила прокуратура.
"Нынешний состав суда невиновен ни в чем. Он просто принял правосудное решение, - поясняет "Апострофу" эксперт "Группы 2 мая" Владимир Саркисян. – Дело в том, что с доказательной базой действительно все было очень плохо. Тому есть объективные и субъективные причины. Например, в ночь со 2 на 3 мая место столкновения на Греческой площади было зачищено коммунальными службами. Следственное управление областного УВД Одессы не озаботилось тем, чтобы оградить место преступления и изъять улики. По информации от самих следователей, в сравнении с трагедией на Куликовом поле эпизод на Греческой площади показался им менее шокирующим, и все силы были брошены на Куликово поле, но кто-то же дал команду коммунальным службам срочно ночью зачистить площадь. Соответственно, большинство улик, которые можно было бы найти на Греческой площади, после уборки уже невозможно было процессуально оформить".
Тем не менее, по словам Саркисяна, правоохранители все же смогли собрать определенные улики, но в процессе передачи дела от местного УВД в Киев часть вещественных доказательств была утеряна, а какие-то просто не приняты во внимание.
"Когда дело снова вернулось в Одессу, следователь, который занимался этим делом начиная с ночи со 2 на 3 мая и до 5 мая, а потом с января по сентябрь 2016 года, с удивлением обнаружил, что части из собранных доказательств в деле нет, - добавил Саркисян. – Кроме того, в обвинительном акте до 2016 года даже отсутствовали четыре жертвы столкновений на Греческой площади. Там предъявлялось обвинение подозреваемым лишь в смерти двух человек. То есть просто потеряли четыре человека. А, например, пулю калибра 5.45, которой убили активиста Евромайдана Игоря Иванова, следователи изначально просто не изъяли. Ни один ствол, из которого были произведены фатальные выстрелы на Греческой площади, не был однозначно идентифицирован. Более того, изъято только гладкоствольное оружие, а среди пострадавших есть люди, получившие огнестрельные ранения не только из охотничьего ружья. Вот вам и ответ на вопрос по поводу качества следствия".
Были ли специально допущены такие ошибки, либо правоохранители просто недоработали, эксперт не берется судить. "Но могу сказать следующее: когда я спрашивал у одного из следователей главного следственного управления УВД, почему не пошли простым путем и не предъявили подозрения каждому фигуранту отдельно, чтобы было проще и быстрее, он мне ответил, что следователи так и сделали: написали проекты обвинительных актов, но прокуратура все это забраковала и сама написала один обвинительный акт с кучей обвиняемых, сделав это огромным мусорным делом", - резюмировал Саркисян.
А вот одесские активисты не сомневаются, что дело разваливают намеренно. "Вся эта ситуация – не иначе как договоренность с РФ и проверка народа на более серьезные прецеденты со стороны власти, - поясняет "Апострофу" член организации "С14" Сергей Мазур. – То, что обвиняемых будут отпускать, было известно еще до суда, ведь полиции у здания суда было намного больше, чем обычно. Ходили слухи, что и сами сепаратисты говорили о возможной свободе. Кстати, неслучайно ведь там присутствовал консул России".
В ГПУ уже заявили, что будут подавать апелляцию на решение суда Черноморска, мол, оправдательный приговор "грубо нарушает нормы закона". Тем временем, на освобожденных фигурантов "дела 2 мая" началась настоящая охота. Так, один из экс-подозреваемых Евгений Грищук вскоре после приговора суда был избит неизвестными на автозаправке в городе Овидиополь Одесской области.
Активисты обещают, что просто так не дадут избежать наказания антимайдановцам, ведь если бы фигурантов дела не отпустили на свободу, они могли бы быть обменянными на украинских военнопленных. Действительно, в начале года в СМИ была информация, что Москва рассматривает такой вариант.
"Оправданные", которые не понесут справедливого наказания, будут находить приключения на улице. Уже одному из сепаратистов проломили голову. Реакция патриотов будет намного жестче, ведь никто не хочет повторения 2 мая. Если полиция, прокуратура, СБУ или суд не хотят наказывать убийц и врагов Украины, то это будут вынуждены делать сами граждане", - заявил Мазур.
Но, несмотря на такие бескомпромиссные заявления активистов, эксперты сходятся во мнении, что новый пожар протестов в Одессе пока не вспыхнет. Правда, спички и бензин уже наготове.
"Это решение суда накладывается на общее недоверие украинцев к судебной системе, вызванное тем, что фактически суды до сих пор не реформированы, - отмечает "Апострофу" политолог Ярослав Макитра. – Любое решение суда сейчас подвергается сомнению, особенно по таким резонансным делам. Способна ли эта история перерасти в масштабные протесты? Вряд ли один случай всколыхнет страну. Тем более, что у власти на местах и в Киеве, думаю, хватит сил, чтобы этого не допустить. Но в будущем, если тенденция не изменится, подобные резонансные решения судов всколыхнут общество".