Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

«Лоллобриджида» из музея

Поширити:
30 січня 2016 04:00
410

У каждой картины есть своя история, но далеко не каждая история бывает столь увлекательна и необычна. В данном случае мы столкнулись с замечательным открытием…

Недавно к нам в областной художественный музей им. Алексея Шовкуненко позвонил авиационный инженер из Днепродзержинска – Сергей Николаевич Литвиненко. Он хотел уточнить, хранится ли в музее портрет его знаменитой тети, в прошлом известной украинской актрисы театра и кино Екатерины Петровны Литвиненко. Первое, что мы могли ответить, –  ни одного портрета с таким именем к нам никогда не поступало. К нашему удивлению, репродукция портрета, которую Сергей Николаевич прислал для нас и которая хранится у него в доме, в точности воспроизводила картину из коллекции музея кисти известного художника Исака Тартаковского, ученика нашего земляка, академика живописи Алексея Шовкуненко. Это большая картина размером 125х89 см под названием “Женский портрет” с авторскими инициалами и датой в левом нижнем углу – 1959 год. На портрете – красивая, уверенная в себе молодая женщина в длинном синем платье с коротким рукавом, в темной шали, наброшенной на обнаженные руки.

Увы, мы ничего не знали об этом портрете и редко показывали его  посетителям. Сергей Литвиненко не только помог нам установить личность неизвестной, но и рассказал семейную легенду ее ошеломляющей актерской  жизни.

Родилась Екатерина Петровна Литвиненко 7 ноября 1921 года в с.Сухой хутор на Днепропетровщине. Училась, вероятно, в Днепропетровском театральном училище. Много ездила по стране, играла разные роли в театрах Днепродзержинска, Мукачева, Северодвинска, Одессы. Из Одесского театра Киевская киностудия им. Александра Довженко  пригласила ее  на главную роль в мелодраме Виктора Ивченко и Исаака Шмарука “Судьба Марины”. Там  она дебютировала вместе с Леонидом Быковым, впоследствии великим украинским актером и режиссером. Фильм вышел в прокат в феврале 1954 года. Его новизна  в том, что впервые в советском кинематографе создатели фильма хотели показать не просто женскую судьбу жительницы села, а важность высшего образования, учебы для успешной карьеры простой труженицы. И что счастье советской женщины может быть не только в любви и благополучной личной жизни, а в том, чтобы стать образованной и успешной, получить признание. Правда, концовка этой ленты весьма грустная: главная героиня навсегда расстается со своим мужем, не типичная для фильмов сталинского времени.

Фото Екатерины Литвиненко.

Между тем, так о себе заявляла разворачивающаяся новая эпоха. В этом же году, спустя месяц,  фильм “Судьба Марины”   был представлен на Седьмом Каннском кинофестивале и имел громкий успех. По легенде, Екатерине Литвиненко вручили главный приз  – Пальмовую ветвь, но она, якобы, была сдана по приезде в Киев в соответствующий госфонд, откуда потом исчезла.

Есть множество свидетельств действительного успеха этого фильма во Франции и восхищения нашей актрисой. Возможно, это было где-то на уровне приза зрительских симпатий. Сохранились восторженные отзывы прессы. Знаменитые художники мира –  Пабло Пикассо и Фернан Леже в знак признательности подарили  “Марине”  свои работы (керамику). Вот цитаты из французской прессы того времени:

“Мне посчастливилось присутствовать на просмотре фильма “Судьба Марины” . Когда включили свет, взорвалась громкая овация  в честь Екатерины Литвиненко. Жан Кокто, председатель жюри фестиваля, сам подошел приветствовать Екатерину, которая сидела в своей ложе и улыбалась сквозь слезы” .

“Незабываемое восприятие органичности национального образа в жизни и на экране. До самого отеля  Катерина слышала приветственные апплодисменты. Женщина необычной простоты, мало свойственной звездам мирового кино, удивительной красоты и абсолютной естественности в поведении. До этого рекорд автографов принадлежал Джине Лоллобриджиде. Катерина Литвиненко побила его 2 апреля 1954 года” .
“Глубоко взволнованной, возбужденной, счастливой предстала перед зрителями Екатерина Литвиненко. Ее чистые черты лица, выразительные большие карие глаза излучали  радость жизни. Это была настоящая украинка” .

“На ступенях Дворца фестивалей после просмотра ” Судьбы Марины”  появилась Катерина... Толпа сопровождала актрису аж до отеля “Карлтон”... По пути так  напирали, что Екатерина выдавила спиной стекло витрины магазина. “Я заплачу”,  – в смущении сказала она. “Ну, что вы, – успокоил ее хозяин, – вы сделали мне всемирную рекламу. Такого не делала ни одна кинозвезда.”  

На одном из французских плакатов были помещены фотографии двух актрис: Джины Лоллобриджиды и Екатерины Литвиненко с надписью крупными печатными буквами: “Два типа звезд: Латинская и Славянская” .

Есть множество свидетельств действительного успеха этого фильма во Франции и восхищения нашей актрисой...

Это был настоящий триумф, ведь также одобрительно о Екатерине Петровне писали и на Родине, к ней стали приходить многочисленные письма от восторженных зрителей со всех концов страны. Еще ранее в Киеве Екатерина Петровна познакомилась со своим будущим мужем, писателем-переводчиком Романом Николаевичем Терещенко. Их дом стал местом встреч известных деятелей культуры того времени, среди которых были поэт Самуил Маршак, художники Василий Касиян, Николай Глущенко и другие. Между тем людская зависть и коварная политическая идеология делали свое дело. Вскоре Екатерина Петровна осталась без работы, ее заклеймили “аморальным” образом жизни.

Чтобы поддержать актрису, Игнат Петрович Юра, выдающийся украинский режиссер, народный артист СССР пригласил Екатерину Литвиненко работать в театре им. Ивана Франко, где она  сыграла более 100 ролей. В 1960 г. Екатерина Литвиненко получила звание Заслуженной артистки Украинской ССР, стала много сниматься в кино. В ее послужном списке такие киноработы как: “Есть такой парень”, “Отряд Трубачева сражается”, “ Кровь людская не водица”, “Наш общий друг”, “Украинская рапсодия”, “ Простые заботы”  и др.

Ушла из жизни актриса в 1997 году и была похоронена в Киеве.

Сохранилось множество черно-белых и цветных фото Екатерины Литвиненко и только два живописных портрета, оба кисти Исаака Тартаковского, один из них, где актриса позирует в полный рост, находится в семье автора, а другой хранится в нашем музее. В свое время этот портрет был куплен у Исаака Тартаковского Дирекцией художественных выставок Украины и передан в 1966 году в художественный отдел Херсонского краеведческого музея.

Уже в конце февраля в художественном музее мы планируем открыть выставку женского портрета, на которую приглашаем   всех, кто желает увидеть украинскую  кинозвезду 50-тых годов, в художественном образе, как ее запечатлел талантливый живописец, в возрасте 38 лет, в самом расцвете актерского дарования и творческой популярности.

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів