15 января - день рождения известного украинского живописца-пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи. Судьба его была поистине удивительной, что во многом предопределило и характер его необычного искусства. На его долю выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание, крайняя бедность и большой достаток.
Интересные факты
Годы жизни живописца - 15 января 1842 г. (по другой версии 1841 г или 1843), г. Мариуполь Катеринославской губернии - 11 июля 1910 г. Петербург.
Отец - грек, мать - украинка. Отец был сапожником, но также занимался земледелием.
Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая и занимались хлебопашеством. Многие греки усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Куинджи по-турецки "золотых дел мастер". Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает у татар "трудовой человек".
"Чумацкий тракт в Мариуполе" (1875 г.)
В наше время архивах хранятся три паспорта А.И. Куинджи. Какой из них наиболее подлинный, не ясно до сих пор. В одном из них рождение отмечено 1841 годом, во втором - 1842-м, а в третьем - 1843-м.
В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры отца.
Юный Архип учился в школе плохо, зато, как отмечали его одноклассники, рисовал постоянно.
"Вечер в Украине" (1878 г.)
Из-за материальных сложностей к десятилетнему возрасту "курс наук" был завершен и началась трудовая жизнь. Малолетнего Архипа определили к подрядчику по строительству церкви - Чабаненко. Мальчику выдали карандаш и книги для ведения подсчета приема кирпича, в которой он постоянно рисовал. На одной из страниц юный Архип нарисовал портрет церковного старосты Бибелли. Портрет удивлял редким сходством с оригиналом, что вызвало у окружающих восхищение.
В 1855 некоторое Архип время занимался в мастерской Ивана Айвазовского, но не получив поддержки известного художника вернулся в Мариуполь. Потом переехал в Одессу, где занимался ретушированием фотографий. Потом переехал в Петербург.
Дважды пытался поступить в Петербургскую академию художеств и только в 1868 г. стал её вольным слушателем. Сдать экзамены Куинджи было довольно трудно, так как он не имел никакого образования. В дальнейшем, Архип Иванович преподавал в ней, получил звание профессора, руководил художественной мастерской. В 1897 г. был уволен за поддержку студенческих протестов.
"Лов рыбы на Черном море"
Одним из учеников Куинджи был Николай Рерих, который эмигрировал в северную Индию.
В Париже в 1878 году открылась Всемирная выставка. В ее художественном отделе демонстрировались произведения Куинджи. Критики единодушно отметили успех работ Куинджи и особенно "Вечер в Украине".
"После дождя"
Работы Куинджи - необычайно завораживающие. Во время экспозиции "Украинская ночь" перед полотном всегда стояла густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей. Для одной своей работы - "Лунная ночь на Днепре", художник организовал в зале Общества поощрения художеств (Петербург) целую выставку. Это было невиданное в Российской империи событие - выставка одного-единственного произведения, на которую образовалась огромная очередь, а экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице. И это несмотря на дождливую погоду. За художественный и организаторский талант художника многие обвиняли в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен.
Картину "Лунная ночь на Днепре" Куинджи продал великому князю Константину, который, отправляясь в кругосветное плавание, взял ее с собой на фрегат. В дальнейшем, от постоянного влияния морского солёного воздуха, полотно сильно пострадало. Куинджи был вдохновлён успехом картины и создал еще две копии "Лунной ночи": вторая картина хранится в Государственной Третьяковской галерее 1882 г. (РФ), другая находится в Симферопольском художественном музее.
"Днепр утром" (1881 г.)
В сорок лет, когда слава Куинджи достигла апогея, он совершил неожиданный шаг. Художник замолк. До конца жизни, в продолжении тридцати лет, Куинджи не выставил на обозрение ни одного произведения. Затворившись в мастерской, он никого не пускал к себе, сделав загадкой свою дальнейшую творческую деятельность.
Куинджи любил музицировать. Он играл на скрипке, жена - на фортепьяно.
"Радуга"
Художник очень любил птиц. Его мастерская была расположена на верхнем этаже. Из мастерской был выход на крышу дома, на ней которой Куинджи устроил лазарет, где лечил птиц.
Архип Иванович Куинджи имел большой талант предпринимателя. Продажа картин по баснословным ценам дала в его руки огромный капитал. В дальнейшем художник купил с торгов доходный дом, отремонтировал его и с прибылью использовал. На протяжении двух десятилетий в его доме жили некоторые приятели, что давало им повод называть Архипа Ивановича капиталистом. В 1886 году он купил в Крыму под Кикенеизом участок в 245 десятин. Оригинальность поведения Архипа Ивановича в глазах окружающего населения породила легенды о мудром отшельнике.
"Дарьяльское ущелье. Лунная ночь" (1890-1895 гг.)
Умер выдающийся живописец от тяжёлой болезни сердца в Петербурге, где и похоронен.
Несмотря на большое состояние, Куинджи жил крайне скромно, почти аскетично. Когда после его смерти описывали имущество, то обнаружили и занесли в опись следующее: "Гостиная: один диван, два кресла и восемь стульев мягких, один рояль. Столовая: один буфет, обеденный стол и двенадцать стульев. Мастерская: четыре мольберта, один этюдник, стенное зеркало в деревянной раме, скрипка в футляре". Вот так умер миллионер.
Расходуя гроши на личную жизнь, Куинджи был щедрым меценатом на дело искусства. Студенческая касса взаимопомощи в значительной мере поддерживалась Куинджи, на которую он периодически выделял большую сумму.