Всегда с пиететом относился к великому врачу-психологу и мыслителю Карлу Г. Юнгу. Восхищало его учение о глубинных основах деятельности социального организма; научная строгость введённых им в науку понятий архетипа, психической инфляции, коллективного бессознательного.
А его идеи о компенсаторных механизмах психической неполноценности и вытеснении "тени", о скрытых пружинах мотиваций в культуре религиозных и политических дел выгодно отличают его теорию от назойливо-узких рамок сексуальных мотиваций в теории Фрейда.
Но вот прочел интервью, взятое у К.Г. Юнга американским журналистом Х. Никербокером в 1938 году, - удивился и подумал вот о чем.
Речь там шла о психологическом диагностировании тогдашних диктаторов - Гитлера, Муссолини, Сталина. Описывая Гитлера как политика, находящегося под иррациональной властью коллективного бессознательного немецкой нации, Юнг указал на истоки коллективной "немецкой болезни". Дело в том, что Спящий Михель проспал разделение мира на колониальные империи. Франция, Британия, Испания, Италия уже крепили своё могущество за счет колониальных приобретений, а немцы оказались в роли младшего брата, обиженного и завистливого. К тому же и войну 1914-1918 Германия проиграла.
И вот появился Гитлер в роли мессии немецкой нации - чтобы исправить это унизительное для немцев положение.
Юнг знал, как лечить своих пациентов, обуреваемых демонами зависти, ревности, злобы, страха перед выбором решений в неопределённой ситуации и т.п. Методика лечения заключалась в том, чтобы больной осознал свои вытесненные в потёмки души комплексы, а врач-психолог не боролся с ними, а направил их действие в безопасном для него и окружающих направлении.
Для "пациента" Гитлера Юнг в беседе с журналистом "прописал лекарство" в полном соответствии со своей методикой. Этот взбесившийся пациент к тому времени уже ввел войска в Рейнскую землю (март 1936), аннексировал Австрию (аншлюс - март 1938), был готов проглотить Чехословакию (что и было сделано в марте 1939).
К.Г. Юнг: "Поэтому я полагаю, что в этой ситуации единственный путь спасти демократию на Западе... - не пытаться остановить Гитлера. Можно попытаться отвлечь его, но остановить его невозможно без громадной катастрофы для всех... Я предлагаю направить его на Восток... Послать его в Россию. Это логичный курс лечения для Гитлера".
Теперь-то мы знаем результат этого "лечения", хотя, конечно, в роли врачей выступали тогда, не Юнг, а Чемберлен и Деладье. Но, в сущности, по той же методике: они тоже пытались "спасти демократию".
Методологическая ошибка К. Юнга заключалась в этом случае в том, что он неправомерно перенёс критерии психологической теории, применимые для индивидуального больного, на "социальный организм". Приступы одержимости политического злодея, совершающего массовые убийства, нельзя лечить психологическими "припарками". Это опасный самообман. Политических преступников необходимо ограничивать ПОЛИТИЧЕСКИМ же намордником - адекватным применением силы.
Каков же урок из той давней истории для нас, украинцев, в ситуации агрессии России против Украины?
Россия, болеющая имперским комплексом неполноценности, тоже нашла своего "мессию", который, правда, в отличие от Гитлера, не столько воплощает в себе "коллективное бессознательное" россиян, сколько лишь спекулятивно использует его для укрепления своей власти. Оккупированный и аннексированный в марте 2014 года Крым (опять март - роковой месяц диктаторов!) - лишь фетиш, символизирующий ложное величие России. А уж вторжение в Донбасс и массовые убийства, как и операция в Сирии, - невротическая компенсация банкротства имперской политики.
Попытки же Запада обуздать этого взбесившегося фюрера не политическими, а экономическими средствами так же ошибочны и неадекватны, как и тогда, перед Второй мировой.
Политику Украины в этой ситуации необходимо направлять, - чтобы не было Третьей мировой, - на мобилизацию международных политических сил против агрессора. Чтобы именно ОСТАНОВИТЬ.