Царь-орган – самый большой электроорган в СССР выпускался нашим Полупроводниковым заводом в начале 80-х.
В Советском Союзе вся экономика была военно-ориентированной, но всё-таки необходимо было учитывать хотя бы минимальные потребности населения, в силу этого и существовало постановление ЦК КПСС, согласно которому при каждом крупном заводе или фабрике должен был функционировать цех ширпотреба, выпускающий «мирную» продукцию для населения. Поэтому какой-нибудь танковый завод (а надо помнить, что Союз выпускал танков больше, чем весь остальной мир) обязательно попутно клепал какую-нибудь сеялку или, на худой конец, кастрюли – сковородки.
У нас в Херсоне эту функцию выполнял завод «Заряд», находившимся за туберкулёзной больницей на Северном посёлке, который и был подразделением Полупроводникового завода, входившего в ВПК Союза. «Заряд» кроме детских игрушек выпускал сначала зарядные устройства для мотоциклов (на 6 вольт) а позже пуско-зарядные устройство для автомобилей уже на 12 вольт (мечта автолюбителей) – широко использовавшийся для взятки при решении вопроса о дополнительном финансировании и т. п. Вот этому заводу спустили документацию с Брянского полупроводникового завода (как тогда говорили завод-побратим) на электроорган, которым они уже занимались - на доработку и дальнейший выпуск.
Разработкой занялось конструкторское бюро под руководством Владимира Леонидовича Лунёва в 1979 г., а главным конструктором изделия назначили Сергея Лукича Олиференко, которого пришлось даже сманить с завода-побратима, предоставив ему квартиру. Кроме этого разработчикам требовались УШИ – т.е. специалист, который бы определял (и подправлял), соответствует ли звучание клавиши, допустим, фагота на органе – натуральному фаготу и т.д. Кроме того этот спец должен был уметь ловко шевелить пальцами на клавиатуре, представляя инструмент на многочисленных выставках, ярмарках, а также при визитах высокого начальства (была такая непременная опция в тогдашнем производственном укладе). На эту должность был приглашён выпускник Музыкального училища Олег Ивченко (при этом первый год он одновременно совмещал работу в КБ и учёбой ОЧНО в другом городе (!) – в Николаевском музпеде). А в это время на дворе в условиях всеобщего дефицита на всё (кроме танков) клавишные ЭМИ т.е. просто клавиши (у лабухов их иногда называли тачкой или расчёской) приобретались у гастролирующих ВИА - преимущественно стран Восточной Европы.
Чаще всего югославские-польские-венгерские группы на гастролях по нашей стране продавали свои Yamaha, Roland, Korg с целью закупиться обновлёнными по возвращении после чёса. А обновление наступало каждые полгода, если не чаще. Покупались эти отработанные инструменты по баснословным (для тех зарплат) ценам 3-4-5 тысяч рублей. Попадали они и в КБ на завод «Заряд», где наши конструкторы понимали, что безнадёжно отстают от западных производителей, причём начиная уже с элементной базы. Повторялась история с автомобилями.
Тем не менее через приблизительно три года изделие было готово и поступило в продажу. Стоило оно, вы будете смеяться, просто астрономическую сумму – 8.160 рублей (больше, чем «Жигули»).
Электроорган (так официально называлось изделие) имел две клавиатуры, причём нижняя была разделена на два части – левая имела особенность: в ней белые клавиши были чёрными, а чёрные (диезные-бемольные) – наоборот, белыми. Весил 70 кг – достаточно неудобно для гастролирующих ансамблей. Носил название «Электроника – 003». В советское время было проблематично назвать что-либо нестандартным именем.
Например, завод «Паллада» всё время имел вопрос: " Что за название? И кто разрешил?" Гораздо проще иметь название п/я-102. А посему, когда изделие называется «Электроника», не возникает ни малейшего вопроса: почему? В СССР «Электроникой» назывались те же пуско-зарядные устройства, магнитофоны катушечные и кассетные и видео, усилители, акустические системы, телевизоры, радиоприёмники, калькуляторы, электропроигрыватели, часы, МВ печи, медицинское оборудование, мини ЭВМ и т.д.
Не было зафиксировано ни единого случая покупки органа за наличный расчёт (необходимо было появляться в бронежилете и с инкассаторской машиной). Тем не менее, по безналу его покупали Дворцы культуры больших объединений-заводов. Не имел себе равных в Советском Союзе по размеру и стоимости, потому и получил негласное прозвище «царь-орган».