Я часто бываю в командировках в разных украинских городах и каждый раз, освещая тему о ситуации в регионах, меня приятно удивляют некоторые местные активисты, волонтеры, журналисты, и новые лица, которые на волне Майдана попали во власть в своих городах.
Потому что они работают совсем в других, более сложных условиях, чем их коллеги в Киеве.
После Революции Достоинства количество борцов с коррупцией и беззаконием на местах, или просто тех, кто публично называет вещи своими именами, увеличилось. Но на этом хорошие новости заканчиваются.
Обычно ситуация выглядит так. Есть некий влиятельный местный олигарх, чиновник или депутат, который считает себя королем области или города. Он умеет договариваться со всеми (новыми и старыми элитами) о сферах влияния, кто и что контролирует и какой департамент возглавляет. Имеет хорошие и конструктивные отношения с местной прокуратурой, полицией, хотя именно они должны были расследовать деятельность таких царьков. Есть еще совсем плохой вариант, когда эти уверенные в своей безнаказанности люди работают в правоохранительных органах.
И в принципе у этих царьков все прекрасно, и в городские советы они находят подходы, но время от времени им портят нервы и настроение общественные активисты, журналисты или люди с активной проукраинской позицией. Они что-то расследуют, выясняют, проводят акции протеста.
Киев не вмешивается. С местными царьками проще договариваться о сотрудничестве на выборах
Хуже всего, что многим жителям региона безразлично, какую информацию находят эти люди. Они все еще составляют исключение из общепринятых правил. А в Киеве их фамилии тем более мало известны. Однако на региональном уровне бандиты хорошо знают, где они живут, когда идут на работу и возвращаются домой. Это опасно – есть этому уже очень много подтверждений.
Так, утром 31 июля в Херсоне неизвестный мужчина облил серной кислотой Екатерину Гандзюк, управляющую делами исполнительного комитета в Херсонском городском совете.
Пример Екатерины Гандзюк должен вдохновлять многих. Это новое лицо в херсонской политике. Она не только известный активист, но и человек, который не побоялся ответственности, пошла работать во власть, и несмотря на это, не молчала о ситуации в Херсоне, в частности, в правоохранительных органах. Ее критика всегда острая, бескомпромиссная и эмоциональная.
Екатерина Гандзюк публично обвиняла в коррупции начальника управления защиты экономики Нацполиции в Херсонской области Артема Антощука. Боролась с пророссийскими организациями и рассказывала о всяких коррупционных злоупотреблениях, часто не выбирая цензурных слов.
Это, конечно, основание для оптимизма, если бы на Катерину не напал неизвестный преступник у подъезда. И заказчики этого нападения частично достигли своей цели. Вряд ли они запугали активистку, но сейчас она физически не в состоянии работать и что-то разоблачать, ибо находится в больнице с ожогами. Ее перевезли из херсонской реанимации в киевскую. Сначала преступление квалифицировали как хулиганство, и после огласки в социальных сетях и медиа правоохранители переквалифицировали нападение на покушение на убийство.
В июне, опять же в Херсоне неизвестные совершили нападение на Сергея Никитенко, журналиста издания Мост и активиста движения Честно. А в Одессе в этом же месяце напали с ножом на Виталия Устименко, активиста Автомайдана и члена Совета общественного контроля НАБУ. В Харьковской области в июне нашли мертвым активиста, боровшегося с коррупцией. Полиция сообщила о его самоубийстве. Местные жители в эту версию не верят. И это только события одного месяца.
Среди последних примеров – киевский. Виталия Шабунина из Центра противодействия коррупции недавно облили зеленкой у здания САП.
А в день нападения на Екатерину Гандзюк в Бердянске застрелили ветерана АТО и общественного активиста Виталия Олешко. Исполнителей убийства быстро задержала полиция.
Конечно, каждый случай нападения на активиста – это отдельная история. Заказчики, скорее всего, в каждом регионе разные, мотивы, возможно, тоже. Но создается впечатление, что этих нападений все больше, потому что злоумышленники чувствуют общую атмосферу в стране – так можно, это просто и за это ничего не будет. Облил зеленкой, ну и что. Подрезал ножом, получил деньги и пошел домой. Киев не вмешивается. С местными царьками проще договариваться о сотрудничестве на выборах.
Эти акты запугивания местных активистов можно остановить только, если по каждому случаю будет проведено тщательное расследование. И когда исполнители и заказчики получат справедливое наказание. Люди, борющиеся с коррупцией в регионах и разоблачают местные мафии, заслуживают не только уважения, но и безопасности.