Война убивает и калечит. По–разному. В том числе травмирует психически и морально.
Война со всей серьёзностью ставит вопрос об опасности коллективного психического заболевания украинского общества – заболевания комплексом неполноценности.
Сравним для примера восприятие обществом трагедии войны 73 года назад и сейчас через официальную информацию о текущих событиях «на передке».
Вот выдержки из сводки Советского Информбюро за 16 февраля 1945 года. На 4-й год войны:
«В городе Познань наши войска вели бои по уничтожению окружённого гарнизона противника. Немцы засели в цитадели, а также в пригородах на восточном берегу реки Варты и оказывают упорное сопротивление... За день истреблено до тысячи гитлеровцев. Захвачено 78 пулемётов, 3 тысячи винтовок и автоматов, 2 склада с военным имуществом, 3 тысячи снарядов и 2 тысячи ручных гранат. Взято в плен 550 немецких солдат и офицеров.»
«В течение 15 февраля наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 128 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 23 самолёта противника».
А это из сводки пресс-службы штаба АТО за 16 февраля 2018года. Тоже на 4-й год войны:
«Минулої доби російсько-окупаційні війська інтенсивно використовували заборонені Мінськими угодами зразки озброєння – крупнокаліберні артилерійські системи та важкі міномети. На Луганському напрямку ворог неодноразово вів вогонь з 82-мм мінометів, великокаліберних кулеметів та озброєння БМП біля Луганського...Загалом, минулої доби зафіксовано 10 прицільних обстрілів позицій сил АТО. Унаслідок ворожого вогню, на жаль, загинув один український військовослужбовець, ще один оборонець – отримав бойове травмування.
И еще: СМИ сообщили, что в 36 бригаде морской пехоты ВМС ВС Украины вчера произошло ЧП - два бойца бригады расстреляли четырех своих товарищей. Военнослужащие употребляли алкоголь, после чего начали стрелять».
В ту великую войну народу сообщали: вот как наши герои уничтожают врага!
В эту (не подберу эпитета) войну нам каждый день сообщают: вот как враг убивает нас!
Различие предельно очевидно. А каковы последствия такой идиотской практики информирования народа о важнейших событиях в его жизни?
В ту войну, как это всегда и было за последние 10 000 лет письменной истории человечества, информационная политика воюющей страны формировала героический миф войны, который мобилизовывал Дух народа для победы над врагом.
В эту войну (такого ещё, кажется, не было в истории) информационная политика воюющей страны сознательно формирует у собственного народа пораженческий образ страдальца-неудачника, образ жертвы войны. Формирует коллективный психический комплекс неполноценности.
Похоже, руководители нашей страны не отдают себе отчёта в том, какие пагубные последствия для душевного здоровья народа и его политической перспективы будет иметь капитулянтская политика «соблюдения Минских соглашений».
История Веймарской республики Германии в 20-х годах прошлого столетия служит драматической иллюстрацией того, как взаимодействие исторических, политических и психологических факторов только в одной стране может привести к глобальной катастрофе.
Задержка в историческом развитиии Германии в плане перехода от феодальной системы к централизованному государству и капитализму по сравнению с Англией, Францией, Италией, а затем и поражение в Первой мировой войне предопределили эту катастрофу.
К.Г.Юнг, исследовавший психологические аспекты «немецкого случая», указывал, что именно сформировавшийся на этой исторической почве коллективний комплекс неполноценности вызвал к жизни дремлющие силы языческой «белокурой бестии». Произошла спонтанная, но неизбежная регрессия к более примитивным стадиям в развитии национального самосознания, когда в нём царил Вотан, а не христианский Бог.
А потом уже - «на автомате» - марширующие отряды штурмовиков, одержимые массовым психозом, под реваншистским лозунгом «Проснись, Германия!» и с горящими факелами влились в национал-социалистическое движение фюрера.
История постсоветской России во многом аналогична истории Веймарской республики. Историк А. Янов так и пишет: «Судьба веймарской Германии оживает в судьбе "веймарской" России. То же мажорное, многообещающее начало. То же драматическое развитие, тот же накал схваток с непримиримой оппозицией. И та же политика, главными творцами которой становятся финансисты - с их логикой и системой приоритетов».
И то же уязвлённое массовое чувство неполноценности из-за якобы незаслуженно «утраченного имперского величия» России в результате «геополитической катастрофы» - распада СССР. Эксплуатируя это чувство национального унижения, Путин сформировал идеологию неосамодержавия и реваншистского «воссоединения исторических территорий».
Как необходимый элемент этой политики генерируется через телевизор классическая регрессия низового общественного сознания к примитивным формам массовой холопской верности «императору», а его официальная версия апеллирует к архаике дугинского евразийства – идейной платформы фашистской агрессии в сторону соседних народов и разрушения международной системы безопасности.
Украине «повезло» оказаться в роли заградительного форпоста на пути этой агрессии. В историческом смысле слово «повезло» можно бы написать и без кавычек: это трагический шанс пройти ускоренным темпом перегон между феодально-клановой системой общественного устройства к современному рыночному хозяйству и неимитационной демократии.
Увы, процесс пошел по реверсу, форпост превратился в стационарную мишень для врага. А информацией о войне Некто в военном ведомстве манипулирует в интересах врага. Такая политика морально разоружает армию, о чем и свидетельствует случай убийства четырех морпехов в пьяном угаре солдат-мишений. Война для них стала бессмысленной бойней.
Такая политика травмирует общество, истощая его ментально-психическое здоровье и формируя комплекс неполноценности, полной зависимости от непредсказуемых внешних сил.
Пойдет украинское общество, обременённое таким комплексом, по пути политической трансформации, мирно сменив незадачливых вождей, или оно скатиться в хаос иррационального бунта и фашистского режима, утверждать не берусь.
Катастрофа запланирована?
P.S. Недавно разговаривал с командиром артиллерийской батареи, прослужившим на передовой два года. Он меня успокоил: не верьте, говорит, этим сообщениям. Это политика Минских соглашений. А моя батарея, когда надо, по цели стреляет хорошо!
Одна надежда – на командира батареи и его побратимов.