Карнавальный элемент выборной кампании – весь этот телевизионнно-митинговый хоровод «новых» и «старых» лиц, одинаково путающих государство с супермаркетом, - мешает определиться, кто же из всех кандидатов достоин стать президентом страны? Какой меркой мерить их достоинство?
А тут еще бывшие комсомольские безбожники приняли Бога в свою партию и носятся по стране с Томосом, как с призом победителя в «социалистическом соревновании». Чистый карнавал!
Они уже забыли тот, не такой еще далёкий, опыт массового безбожия, когда религия перестала быть «опиумом народа», а сам опиум стал народной религией. Бесконечный культ вождей, поклонение их мощам, опьянение властью и идеологическими химерами были величественной витриной, за которой на «заднем дворе» унылой дефицитной жизни пьянство и воровская халява успешно заполняли пустоту порожней души, освобожденной от морального груза безусловных ценностей.
И вот четверть века спустя, на глазах одного поколения, положение резко меняется: место массового атеизма занимает массовое православие, атеистические взгляды становятся чуть ли не опасной ересью, а политики молятся в церкви с регулярностью посещения ресторанов. На Рождество и Пасху они в церкви – главнее иерархов, у которых они просто «достают» привилегированную благодать, как в прежние времена «доставали» дефицитные товары в спецмагазинах «Берёзка». И телекамеры не спускают с них глаз.
Так вот, в этой дикой зоне между ложным социализмом и ложным капитализмом, эти шустряки, чтобы надёжнее пристроиться к привилегиям власти, саму религию пытаются приспособить к своим нуждам в виде поп-религии, в одном семантическом ряду с поп-музыкой, поп-культурой, поп-модой. С "95-м кварталом".
Сами же церковные служители в этом неуютном тесном историческом «промежутке», опрокинувшем общество в «доиндустриальную бедность», тоже не всегда оказываются на высоте религиозной мысли и практики служения.
Подобно тому, как в обществе сейчас ради выживания люди не столько производят, сколько всё продают и покупают, политики тоже, не стесняясь ни людей, ни Бога, покупают избирателей и продают им свои «программы». Попы тоже не отстают и торгуют духовными ценностями с помощью кадила. «Освящая» офисы богачей и заседая в политическом собрании, они, в сущности, практикуют архаическую мистическую обрядовость, свойственную дорелигиозному первобытно-племенному колдовству.
Неудивительно, что у нас нет твёрдой ценностной почвы под ногами, а избирательная кампания превращается в сплошной «гололёд». Одни, преимущественно женщины, выбирают глазами: «Этот мне больше нравится!». Другие, преимущественно мужчины, выбирают ушами: «Толковый. Хорошо говорит!». Но и те, и другие, в конце концов, выберут желудком: выберут того, кто больше даст. Желательно деньгами.
А из телевизора умные говоруны убеждают: «Берите! Берите у всех, а голосуйте по совести!». Умники не понимают, что когда в храме торговцы, о Нагорной проповеди забывают.
Между тем, весь этот политический карнавал имеет сугубо практическую цель – запудрить мозги и эксплуатировать чувства избирателя. Чтобы он, избиратель, отвлекался на второстепенное и не вздумал выбирать президента по основному и единственному критерию - по его способности освободить Украину от раковой опухоли олигархии.