Объективно. Доллар, энергоносители дорожают. Это не зависящий от нас факт.
Он влияет на цену проезда, так как, достаточно техники находится в валютном кредите. Что такое валютный кредит после 2008, объяснять думаю не нужно.
Далее, маршруточники никогда не смогут предоставить правильные расчеты себестоимости, так как им не известна самая важная константа расчетов - реальный пассажиропоток!Сколько реально ездит пассажиров - загадка. Ответ не знают даже хозяева транспортных фирм. Билеты никто не выдает, поэтому, что бы не запариваться, у каждого водилы есть суточный план. Больше проехало или меньше - не важно. Бабки давай!
Субъективно.
Двадцать лет дружу с транспортниками. Двадцать лет слышу рассказы о работе в убыток. Понимаю, что убыток бывает разный. Так же понимаю, что "убыток" за последние годы действительно упал.
Как быть? Что делать? На сегодня вижу два варианта развития событий. И у горожан и у маршруточников одинаковые переговорные позиции. Первые долго не выдержат ходить пешком, а вторые не проживут на сухом пайке. Вывод, можно давить друг друга, а можно искать компромисы.
Например, монетизировать льготный проезд. Город все равно платит миллионы компенсации за проезд незащищенных слоев населения. Только эта компенсация до маршруточников не доходит. Вот и настал час, умерить коррупционные аппетиты и сделать шаг навстречу.
На перспективу. Чтоб не брали за горло. У города два транспортных коммунальных предприятия: троллейбусный (Устинов) и автобусный (Васильев) парки. Можно не покупать свой коммунальный автотранспорт. Расширьте базу арендованных автобусов. Рынок пассажироперевозок достаточно плотный. Никто не захочет слететь с аренды за саботаж. Уверен, при таком раскладе городской власти будет легче противостоять транспортному колапсу. Такому, который возник сегодня.