Что кто-то из числа советников старательно внедрил ему тезис об этом – стопроцентно невыполнимом – намерении.
И что это будет политический крах: провал такого масштаба не оставит шансов ни Петру на второй президентский срок, ни реформам.
Но тут жена мне сказала:
– Слушай, такие заявления не делаются, если всё не подготовлено и не согласовано. Не сумасшедший же Порох, в самом деле.
Так и оказалось.
Впрочем, несмотря на все согласования, обретение автокефалии было подвешено на волоске. Украинская православная церковь шла по краю обрыва. Московская патриархия имела в своих руках абсолютную возможность сорвать этот процесс и обратить ситуацию в свою пользу. Для этого ей было достаточно объявить о даровании ею автокефалии для УПЦ МП. Парировать такую ситуацию было бы нечем. Формально в Украине появилась бы автокефальная поместная церковь. При этом Кирилл и Кремль сохранили бы полный контроль над нею – как идеологический, так и финансовый.
Надежда была только на то, что они этого не сделают. И они этого не сделали. Почему? Не додумались? Вряд ли: слишком на поверхности было такое решение. Сработало другое: не церковное, не политическое, не интриганское, – а зековское. Пацаны не могут поступать не по понятиям, иначе они не пацаны, как в собственных глазах, так и в глазах других пацанов. Проявлять слабость, уступать что-то своё – по этим понятия есть «западло». После такого ты уж никак не пацан, а то и, не ровен час, до «петухов» скатишься.
И именно поэтому «МПЦ КГБ» потерпела поражение там, где была, по сути, в беспроигрышной ситуации. Поистине, Бог карает тех, кого хочет покарать, отнимая у них разум.
Впрочем, то же самое было и два года назад, когда МП сорвала мечту Константинопольского престола превратить Всеправославное собрание во Вселенский Православный собор. Константинопольская кафедра готовилась к этому 50 (!) лет. Ради этого для РПЦ пошли на все возможные уступки – включая рассмотрение и утверждение на соборе нового порядка предоставления автокефалий, с обязательным предварительным одобрением глав ВСЕХ поместных церквей.
Но пацаны тогда всё равно решили, что совещаться с кем-то для них – «западло», что это якобы придаст «дополнительный статус» Константинопольскому патриарху, а значит, – унизит патриарха московского. И не только сами не приехали, но ещё и нескольких своих сателлитов ехать отговорили. Господь и здесь лишил их разума: в результате вопрос о порядке предоставления автокефалии не рассматривался, сам этот порядок не изменился – что и привело к предоставлению автокефалии для Украины. С учётом и того, что Варфоломей, естественно, не забыл, кто разрушил его заветную мечту о Соборе.
Да и с Путиным в 2014 году случилось то же самое. Думаете, агрессия РФ – это был самый страшный вариант? Нет, имелся куда более жуткий: удушение в объятьях. Россия могла заявить, что признаёт волю украинского народа, поможет ему в борьбе с «коррупцией», предоставить Украине беспроцентный кредит на 20 миллиардов евро, предложить помощь в охране общественного порядка и защите государственных границ... И это было бы – всё.
Но пацаны и тогда не смогли преодолеть свои инстинкты. Ведь – «западло».
Мораль из этого? Очень простая: слава Богу за всё!