Как бы пояснить суть этого заголовка?
Это не кокетство, это важно.
Но как совместить эти два слова? При чем тут философия?
Проблема в том, что философию никто не любит, кроме философов. А дырку любят все.
Или почти все.
Например, с дыркой на штанах модничают даже не только молодые девушки.
Вчера ехал в метро, напротив сидела дама с лицом бегемота, и на коленке – дырка.
Как это понять?
В магазинах продают джинсы с дыркой, и они дороже, чем без. Значит, продают именно что дырку, к которой штаны прилагаются в нагрузку.
Следовательно, дырка сама по себе это знак, символ, культурный шифр, который скрывает нечто, что имеет значение для обладателей дырки.
Дырка как важная информация? Как пароль для входа в закрытую секту Свидетелей Пустоты?
Возможно.
Без философии это не расколдовать. Или без поэзии – у них много общего.
Вы когда-нибудь пробовали написать стихотворение? Ну, когда влюблялись. Не знаю, как было у вас, а я в этом запредельном состоянии, когда сочинял оду любви, чувствовал себя тем цыплёнком, который еще не вылупился, а только пытается вырваться из скорлупы в другой мир!
Клювиком изнутри: тук-тук-тук! и вот скорлупа в одном месте треснула – образовалась дырка. И через эту магию ритма и чувства найдено верное слово-знак! Метафора незнакомого мира.
Потом строчка, другая. И через проклёванную дырку бытия открывается новое измерение заколдованного царства любви!
Так и философия имеет дело с прорывом мысли, но в обратном направлении: из заколдованного социального мира несправедливости, эксплуатации и отчуждения человек, если он совершает обдуманный поступок, проламывает скорлупу окаменевшего мира без любви, без гуманного отношения к человеку труда и открывает возможный новый мир.
Философ не обязательно тот, кто на кафедре.
Философ каждый, кто способен на собственную мысль и поступок. Кто взламывает окаменелости коррупции, демагогии и высвобождает живое. В том числе в себе.
Кто в Украине, не знавшей эпохи Просвещения, взламывая, будет и схранять живое и просвещать, чтобы мы умели искать ответы на кантовские вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
И только тогда мы усвоим, что Европа, куда мы стремимся, это не большой гастроном, это мир большого труда и ежедневного усилия каждого для улучшения этого мира.
А что касается дырки на штанах, это интимно-эстетическое и бездумное заигрывание с варварством – ложный протест против окаменелостей нашего ложного мира. Мира с черной дырой в национальном бюджете, но с кичливо-витринной надерибаненной роскошью феодальных дворцов за 6-метровыми заборами нашей офшорной буржуазии. Мира с зияющим провалом между ними и теми миллионами, кто в неизбывной нищете не умеет ответить на те три вопроса. Мира, в котором многие стараются не замечать воронку от снаряда и сегодняшнюю могильную яму погибшего солдата.