В собрании участвовали не только активисты инициативной группы “Лес Людей”, представители других общественных объединений, администраций и правоохранительных органов, журналисты, но и председатели сельсоветов, руководство государственных лесоохотничьих хозяйств (ЛОХ), научные работники, эксперты.
Уже никто из присутствующих не сомневался, что наши леса действительно находятся на грани исчезновения. Поэтому уже не спорили, а обсуждали проблему с разных сторон. И чем больше обсуждали, тем больше возникало вопросов.
За какие деньги?!По словам руководства ЛОХ, весной этого года планировали засадить саженцами территорию в 697 гектаров. Но на момент совещания работы выполнены только на 68 га. Да и то, большая часть – при помощи активистов.
Хотя, по мнению представителя общественной организации “Лесоводы Украины”, кандидата сельскохозяйственных наук Сергея Назаренко, подобные массовые мероприятия нужны разве что для привлечения внимания к проблеме и для экологического воспитания. Но сажать лес масштабно должны не аматоры и активисты, а – специалисты. Задача эта только на взгляд непрофессионала кажется простой. На самом деле, если не соблюдать тщательно технологию, то приживаемость деревьев: примерно один из сорока саженцев.
Но чтобы выполнить план в полном объеме, как объяснил первый замначальника Херсонского областного управления ЛОХ Владимир Михайленко, им необходимо 2 миллиона гривень. В бюджете на текущий год эти деньги предусмотрены. Однако большую часть средств обещают перечислить в последнем квартале года, когда такой потребности в них уже не будет. И, к тому же, выделенные уже сейчас деньги, невозможно использовать, их просто не дают – задерживает казначейство. Управление лесоохотничьего хозяйства обращалось к профильному Министерству с просьбами срочно решить эту проблему. Но в ответ – тишина.
Лесоохотничьи хозяйства живут и пытаются выполнять работы по защите и развитию угодий не только за счет государственных поступлений. Так, по данным областного управления ЛОХ, в прошлом году ими получено из государственной казны 35 миллионов гривень и 23 млн. грн. заработано самими. Но все средства уже потрачены, и это, на самом деле, – малая толика от потребностей.
Да, сосны можно высаживать и осенью. Но вопрос не только в залесении пострадавших от пожарищ участков леса. Надо уже сейчас освободить питомники под высев новых семян, на будущее. А куда девать 11 миллионов оставшихся саженцев? На высадку – денег нет. Списать их “просто так” невозможно – ведь на их выращивание тоже потрачены миллионы. Продать? Хозяйство готово реализовывать их и другим предприятиям, и органам местного самоуправления, и частным лицам, не раз объявляло об этом. Но… желающих до сих пор нет. А пройдет несколько дней, и высаживать сосны будет уже поздно. Их корневая система не успеет должным образом развиться и углубиться, чтобы деревце смогло пережить сезонное весенне-летнее понижение грунтовых вод.
Особенности «розы ветров»А “на носу” – новые заботы. Уже сейчас объявлена первая степень пожароопасности. Хорошо, что в области прошли небольшие дожди, тем самым отсрочив возможную беду . Тем не менее, лесники уже круглосуточно дежурят не только на вышках, но и на границах с полями, постоянно находятся “на связи” со спасателями из МЧС. И обращаются ко всем фермерам, сельскохозяйственникам и обывателям: не жгите камыши и сухую траву! Казалось бы, что тут такого, ну сгорит трава и все. Увы. Достаточно искорке попасть на лесную подстилку, и херсонские ветры мгновенно раздувают верховой пожар, губительный для сосен. И в такой ситуации даже минерализованные полосы (противопожарные песчаные просеки) могут не помочь. И мы это “проходим” снова и снова, каждый год.
Так, по данным прокуратуры области, в 2014 году на землях лесного фонда произошло 144 пожара на общей площади 668,3 га, ущерб окружающей среде – 274,6 тыс. грн.
В 2013 году – 196 пожаров на площади более 2600 га, из них лесных пожаров – на территории в 2463 га. Убытки, причиненные лесным ресурсам, составили около 50 миллионов гривень. Нанесен значительный вред и флоре, и фауне региона, и природному балансу.
И мы, наверное, уже никогда не забудем, масштабную катастрофу августа 2007 года. Тогда за 4 дня выгорело 7,5 тысяч гектаров – десятая часть лесных насаждений нашего региона.
«Оптовая база» без охраныНа встрече к представителям ЛОХ (как областного, так и Цюрупинского) было немало претензий по поводу того, что они “направо и налево” раздают лесорубные билеты. Оказывается, предприятию самому расчищать и прореживать лес – не выгодно! Как прояснила ситуацию главный лесничий Цюрупинского хозяйства Мария Глод, налоги, которые вынуждено платить их предприятие за заготовку леса, намного выше, чем налогообложение частных предпринимателей. То есть, если они сами это будут делать, то заготовка кубометра древесины обойдется им в 176 гривень, а затраты частных предпринимателей получаются меньше – всего 93 грн. 30 коп. Такое у нас законодательство. Вот и растут, как пиявки, разные подрядные организации вокруг государственного предприятия. Соответственно, они и богатеют.
Что касается защиты насаждений от браконьеров, то лесники хоть как-то пытаются это делать. А за пределами хозяйств лес вообще как “оптовая база без охранника”. Там вообще никакого надзора и контроля не ведется. А это – треть наших лесов.
Глава Херсонской организации партии Зеленых Украины Владимир Шелудько, ссылаясь на данные областного управления экологии, привел следующие факты.
По состоянию на 1 января минувщего года, в распоряжении лесоохотничьих хозяйств – 80,1 тыс. гектаров, покрытых лесом и еще 1,2 тыс.га лесов находятся на территории природно-заповедного фонда.
Далее: 1,6 тыс.га – это лесные насаждения, которые относятся к промышленности, транспорту, энергетике; на землях сельхозпредприятий – 2,7 тыс. га, водохозяйственных предприятий – 1,2 тыс. га, земли частных личных владений – 1,1 тыс.га.
И последнее: земли запаса, где лесом покрыто 37.9 тыс. га. И это – те самые, фактически безхозные, лесополосы, где даже учет – вещь достаточно условная. По словам Владимира Шелудько, до 1991 года на Херсонщине действительно насчитывалось 30 тыс га лесополос, а сегодня, в лучшем случае, остается тысяч 8.
Как пример – село Казачьи Лагеря. Участковый, за которым закреплена эта территория, наверное, самый активный в области. По крайней мере, что касается пойманных “лесорубов” и доказанных в суде их правонарушений. За каждое вырубленное дерево в посадке нарушитель заплатил в сельсовет компенсацию, так как это земли, собственно говоря, казачелагерской громады. Но, как признает председатель сельсовета Василий Гац, лесополос практически уже не осталось. И на полученную компенсацию не посадки восстанавливают, а озеленяют село. Потому что до сих пор землями за границей села распоряжается районная госадминистрация, а не сельский совет…
«Лед тронулся»Участники заседания пришли к общему выводу, что без изменений в законодательстве Украины и более тесного сотрудничества общественности с органами власти добиться положительных результатов и изменений невозможно.
Представители областного управления МВД уже запланировали совместные рейды с активистами по местам массовой незаконной вырубки леса. Так преступникам будет намного сложнее уйти от ответственности.
И, по инициативе советника губернатора Херсонской области в Цюрупинском районе Максима Приходько, сформирована группа из нескольких человек, которая будет работать вместе с юристами над предложениями по изменению законодательства. В нее вошли:
- председатель общественной организации “Козацька варта” (с. Козачьи лагеря) Иван Фоменко;
- представитель “Правого сектора” Андрей Наливайко;
- активист инициативы “Лес Людей” Юлия Волязловская;
- председатель общественного совета при ОДА Олег Гурковский;
- глава Херсонской организации партии Зеленых Украины Владимир Шелудько;
- лидер Цюрупинской районной общественной организации “Олешковский Спас” Дмитрий Чурсин;
- редактор и журналист интернет-журнала Цюрупинск Online Дмитрий Воронов;
- сотрудник юротдела ОГА и юрист Александр Луцюк;
- помощник народного депутата Федора Негоя Сергей Марченко;
- замредактора и корреспондент газеты “Вгору” Ирина Ухварина.