НАБУ начало расследование в отношении главы НБУ Валерии Гонтаревой. Следователи проверят достоверность фактов, приведенных в расследовании Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), свидетельствующие о сотрудничестве чиновницы с заместителем главы российского банка ВТБ Юрием Соловьевым.
Стоит отметить, что Валерия Гонтарева часто фигурирует в скандалах. То всплывают махинации с ОВГЗ, к которым имеют непосредственное отношение компании, где она и ее семья еще недавно были совладельцами. То выясняется, что родственники Гонтаревой снимают миллионные депозиты накануне краха «Дельта-банка». Все большую критику вызывает и подозрительная лояльность главы НБУ к российским банкам, которая контрастирует с быстрой и беспощадной расправой над банками украинскими. Их НБУ, по мнению экспертов, намеренно уничтожает под видом «чистки» банковского рынка.
Пока в США и Европе финучреждения с российским капиталом подвергаются жестким санкциям, в Украине к ним совершенно иное отношение. Глава Нацбанка Валерия Гонтарева делает все, чтобы украинские дочки российских банков не чувствовали себя ущемленными. Чиновница неоднократно заявляла, что к этим банкам у нее претензий нет. Между тем, эксперты отмечают, что именно российским банкам в первую очередь спешит на помощь НБУ – в виде рефинансирования, отсрочки по предоставлению необходимой информации и т.д.
Можно привести с десяток примеров, доказывающих лояльность Гонтаревой к банкам с российским капиталом. Один из последних скандалов связан с «Проминвестбанком», чьей материнской структурой является российский государственный «Внешэкономбанк». В декабре прошлого года «ПиБ» получил рефинансирование от НБУ в размере 200 млн грн. В конце марта этого года «Проминвестбанк» еще раз получил такую же сумму от Нацбанка, так как испытывает давно проблемы с ликвидностью, а помощи от материнского российского «Внешэкономбанка» явно не достаточно. Мало того, ВЭБ, находящийся под санкциями США, публично заявил о желании избавиться от свой «дочки» в Украине. Проблемы с ликвидностью и капиталом «Проминвестбанка» представители ВЭБа оценили в $650 млн.
По мнению журналиста Александра Дубинского, россияне не станут в такой ситуации вливать в «Проминвестбанк» дополнительные средства. И только постоянная и своевременная помощь НБУ помогает ему хоть как-то удерживаться на плаву. Но если «Проминвест» все же объявят банкротом, кто будет возвращать Украине огромные суммы рефинансирования? По словам Дубинского, помимо 400 млн грн рефинанса общий долг «ПиБ» перед Нацбанком составляет 2,7 млрд. грн.
В этой ситуации НБУ проявляет странную лояльность, позволяя банку выводить за рубеж огромные валютные средства под предлогом выполнения обязательств. В частности, банк оплатил долг компаний Андрея и Сергея Клюева в размере 160 млн. евро за поставленное из Китая оборудование. Крымский бизнес объявленных в розыск Интерпола братьев, был перерегистрирован по российским законам еще в июле 2015 года. Не сложно предположить, что Клюевы закрыли долг перед ВЭБ в России. Тем не менее, материнский банк решил не переводить полученные от Клюевых средства в Китай, в результате 160 млн. евро китайцам оплатил сам «Проминвестбанк», балансирующий на грани банкротства. По мнению Дубинского, это является типичным примером вывода средств из проблемного банка. Реализация этой схемы проходит на глазах у НБУ, который мог бы заблокировать платеж, ведь расплачиваться с вкладчиками «Проминвестбанка» в последующем придется из средств, которые выделяются Фонду гарантирования вкладов государством. В итоге россияне получили от Гонтаревой подарок в сумме 160 млн. евро. Подарок за счет государства Украина.
Публикация информации из так называемых Panama Papers во многом прояснила мотивацию Валерии Гонтаревой. Многолетний бизнес с российскими банкирами, которые являлись инвесторами и совладельцами ее компании ICU продолжает сказываться и сегодня.
Впрочем, в НБУ все обвинения отвергают: дескать, к ICU Гонтарева больше не имеет отношения. По документам – да, однако, судя по декларации главы НБУ за 2015 год, более 90% ее прибыли составляют поступления от компании. Конечно, формально это очередная оплата за проданные акции компании. Но условия, на которых произошла продажа, и взаимные обязательства, связывающие Гонтареву и ее партнеров из ICU, не являются публичными.
Сама Гонтарева эти обвинения не комментирует, продолжая твердить, что в Украине нет российских банков, а есть украинские – но с российскими деньгами. Однако круг сужается: количество обвинений против нее становится критичным, и кресло главы НБУ уже зашаталось под грузом этих обвинений. О том, что отставка близка, заговорили даже в окружении президента. Так, близкий соратник Петра Порошенко Александр Третьяков считает, что если подтвердятся факты сотрудничества Гонтаревой с россиянами, ее неминуемо ожидает увольнение.
По информации источников, эти доказательства могут быть в ближайшее время опубликованы. Речь идет о так называемом «американском досье», которое власти США передали украинской делегации во время недавнего визита. Как заявил на прошлой неделе экс-глава СБУ Валентин Наливайченко, власти США располагают достаточным компроматом на главу НБУ и ее партнеров. Из озвученной Наливайченко информации известно, что речь идет о коррупционных средствах, которые Гонтарева и ее соратники использовали для оплаты услуг пиар-компаний. Однако есть сведения о том, что в американских материалах содержатся неопровержимые доказательства того, что Гонтарева продолжает вести дела с российскими бизнес-партнерами, используя для этого офшорные компании.
Под давлением этих фактов Порошенко может принять решение об отставке Гонтаревой. Треугольник «Гонтарева- ICU-россияне» способен обнулить и репутацию самого главы государства, так как ICU позиционируется как компания, которая занимается юридическим обслуживанием бизнеса Порошенко. По крайней мере, именно руководитель департамента ICU Макар Пасенюк комментировал недавний «офшорный скандал», в котором фигурировал президент.