Где-то была “золотая лихорадка”, где-то – жемчужная, алмазная, изумрудная... А в Херсонской области можно уверенно говорить о “рыбной лихорадке”. Причем, в отличие от “лихорадок”, связанных с драгоценными металлами или камнями, продолжается она не месяцы или годы, а уже десятилетия. А в остальном – ситуация очень похожа на другие “лихорадки”. Криминалитет контролирует основные финансовые потоки, чиновники “на подсосе” у бандитов, полиция бессильна, а обогатиться, работая честно, практически невозможно.
По словам Анатолия Джурмия, координатора действующего при Херсонском облсовете Оперативного штаба по контролю за сохранением окружающей среды в Херсонской области, реальные объемы вылова рыбы в протекающей по территории Херсонщины части Днепра и в прилегающей к границам области морской акватории в 10-15 раз превышают рабопромысловые квоты, официально покупаемые соответствующими предприятиями.
“И все это делается при попустительстве Херсонрыбоохраны и руководителя этого ведомства Богдана Артющика”, – говорит Джурмий.
“Некоторые херсонские промысловики покупают квоты на вылов такого количества рыбы или раков, которое не покроет даже накладные производственные расходы: затраты на топливо, на содержание судов. Я анализировал квоты наших промысловиков. Самая большая – 800 килограммов рыбы в год – у тех, кто ловит в Днепре, и полторы тонны – у выходящих в море. Это совершенно смешные показатели, которые не обеспечат не то что работу с прибылью, а не позволят даже, как говорится, “выйти в ноль”. Судите сами: чтобы небольшому рыболовецкому судну один раз выйти в море, владельцу нужно потратить около 15 тысяч гривень”, – утверждает координатор Оперативного штаба.
Недавно забрезжила надежда на то, что порядок все-таки наведут. Госрыбагентство заинтересовала ситуация в Херсонрыбоохране. Было служебное расследование. Но…
Служебное расследование в отношении руководства Управления охраны, использования и воспроизведения водных биоресурсов и регулирования рыболовства в Херсонской области – закончено. Но узнать о его результатах… нельзя.
“Составленное Комиссией заключение служебного расследования о наличии или отсутствии в действиях государственного служащего дисциплинарного проступка (ч.9 ст. 71 З-н “О государственной службе” ) будет рассмотрено на заседании Комиссии. На его основе будет составлено итоговое предложение Комиссии или представления рекомендательного характера (ч.10 ст.69 з-н о “Государственной службе” ). Руководство Госрыбагентства учтет их при принятии решения в отношении руководства Херсонрыбоохраны, на которое по закону отводится 10 дней с момента подачи предложений. Руководство Херсонрыбоохраны отстранено от исполнения должностных обязанностей до окончания производства”, – сообщили пресс-службе Госрыбагентства.
Кроме того, в госагентстве объяснили, почему не обнародуют результаты: “К сожалению, Госрыбагентство не может представить в открытом доступе результаты расследования, поскольку согласно ч.6 ст.71 новой редакции закона “О государственной службе”, лица, которые проводят служебное расследование, несут персональную ответственность за разглашение информации относительно служебного расследования, а согласно ч.3 ст.66 членам Комиссии запрещается передавать и разглашать информацию, полученную во время осуществления дисциплинарного производства” .
Вместе с тем, как ранее сообщалось в прессе, Госрыбагентство хочет в сжатые сроки закончить проведение дисциплинарного производства и принять необходимые решения, а также не исключает возможности последующего обращения в правоохранительные органы.
Председатель Комиссии, заместитель Председателя Госрыбагентства Андрей Кравченко сообщил: “Госрыбагентство завершает дисциплинарное производство, оно проведено в соответствии с действующим законодательством, максимально объективно и беспристрастно. Мы ориентированы на результат, который позволит установить порядок на водоемах региона, обеспечит условия для развития рыбного хозяйства Херсонщины”.
Напомним, служебное расследование в отношении руководства Херсонрыбоохраны началось 17 июня 2016 г. и было продлено до 15-го августа. С 23 по 25 июня комиссия находилась на Херсонщине, в частности, 24.06 приняла участие в заседании Оперативного штаба по контролю за сохранением окружающей среды в Херсонской области.
Сейчас общественники бьются за то, чтоб дело не было, как говорится, положено в долгий ящик. Но делать это все сложнее и сложнее.
“Мы были на приеме у высокопоставленного чиновника из Министерства АПК, в ведении которого находится Госрыбагентство. И от него услышали, что “Артющика прикрывает очень серьезный и влиятельный человек”. Фамилии в этой беседе не назывались. Я воздержусь и от обнародования более подробной информации о чиновнике, на приеме у которого мы были, поскольку наше общение не фиксировалось никакими техсредствами. Да и если б фиксировался, чиновник вряд ли решился бы сказать нам такое. Он также сказал, что более нет смысла обращаться к министру, мол, “мы сделали все, что могли”, – рассказывает активист Оперативного штаба Александр Дьяков.
Да, можно только предполагать, кому выгодно пребывание в должности руководителя Херсонрыбоохраны такого человека, как Богдан Артющик. И версии есть. Более того, они напрашиваются сами собой.
На одной из пресс-конференций председатель Херсонского облсовета Андрей Путилов заявлял, что категорически не потерпит назначения на должность руководителя Херсонрыбоохраны человека не из нашей области. Как нам сообщали наши источники, областная власть просто, как говорится, “спустила на тормозах” вопрос о смене руководителя ведомства. Почему?
Еще в октябре прошлого года на одном из заседаний Общественного совета при Херсонской ОГА руководитель Правого Сектора Херсона Наталья Вотеичкина заявила:
“У них (“Херсонрыбоохрана”, –авт.) полномочия, они дают разрешения на вылов, выписывают квоты. А могут – не дать, не подписать. Могут найти многие причины и просто не выпустить на воду, забрать лодки и орудия лова, оштрафовать. Мы уже год пытаемся бороться с этим. Уже все и в Киеве знают, кто такой Богдан Артющик. А толку? И сейчас есть зоны, где ловля запрещена законом. Как промысловиками, так и “любителями”. Но там стоят сети родственников первых лиц области. Например, вам знакома такая фамилия: Василий Путилов? У него свой рыбколхоз, и они ловят рыбу в низовье Днепра, прямо под указателями, что тут – запрещенный для ловли простор. Они имеют на этом доход, а Артющик – своих покровителей. Это мы узнали на собрании в рыбоохране по распределению квот”.
Василий Путилов – младший брат главы Херсонского облсовета.
“Насколько нам известно, в сфере бизнес-интересов семьи Путиловых, – рассказывает Александр Дьяков, – находится одно из предприятий, которое мы проверяли – “Станислав-Агро”, работающее в Белозерском районе в селе Станислав. Как нам рассказали в местном сельсовете, это предприятие – непонятное в плане налогов и трудоустройства работников. Также сельский голова сказал, что за все время существования этого предприятий он ни разу не смог пообщаться с его руководителем. Предприятие существует уже несколько лет. Говорят, во время встреч с избирателями Андрей Путилов “отмораживался”, когда слышал вопросы о брате и его бизнесе, уходил от ответов, менял тему разговора”.
А Анатолий Джурмий рассказал:
“Когда мы выходили в рейды и тронули “Станислав-Агро”, на нас начали жаловаться, и жаловаться – в Госрыбагентство. Писали о нападении людей в балаклавах. Но при этом не упомянули о том, что первыми на территорию предприятия вошли сотрудники полиции. Проводилась видеосъемка.
Александр Дьяков: “Я предложил промысловикам в нашем присутствии перемерить орудия лова, и в том случае если они соответствуют всем нормам и требованиям, пообещал написать в соцсетях хвалебный отзыв об этих промысловиках. К сожалению, они отказались перемерять сети, объяснив это длительностью и трудоемкостью процесса. Представители Херсонрыбоохраны сделали то же самое: когда местная полиция предложила перемерить сети, они тоже отказались, убежали. На том же предприятии “Станислав-Агро” мы увидели два рыболовецких судна с одинаковыми номерами. Нам сказали, что одно из этих суден – списанное. Но интересно, что то судно, на которое нам указали как на списанное, выглядело лучше, чем несписанное. И орудия лова на нем были” .
Примечательно, что в интернете можно найти информацию о предприятии “Станислав Агро”, торгующем рыбой, морепродуктами и сельхозпродукцией. В разных объявлениях указаны разные адреса. В одном – село Широкая Балка Белозерского района, в другом – г. Херсон, ул. 21 Января, 37. Предприятие “Станислав Агро” упоминается и в письме Главного управления нацполиции в Херсонской области, адресованном руководству Херсонского облсовета от 26 июня 2016 г. №1502/01/20-2016. В этом письме идет речь о том же, о чем рассказывал и Александр Дьяков: о двух судах с одинаковыми бортовыми номерами, об отказе рыболовов перемерять сети.
А вот в “Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований” мы не смогли найти информацию о предприятии “Станислав Агро”. Есть только сведения о рыболовецком кооперативе “Станилав”, зарегистрированном в Белозерском районе, деятельность которого в 2007 году приостановлена по решению суда. Странная ситуация.
Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что село Станислав – населенный пункт, находящийся у Андрея Путилова на особом счету. В селе за последние годы с подачи председателя облсовета построены и отремонтированы несколько социальных объектов. Еще в 2013 году Андрей Путилов, тогда – нардеп, представил проект “Евросело Станислав” .
На вопросы о чрезмерном интересе к этому селу Андрей Станиславович отвечал, что оно – один из экономических центров Белозерского района, который со временем пришел в упадок. Однако таких центров, переживающих сейчас, мягко говоря, не лучшие времена, в области немало. Невольно напрашиваются другие выводы по поводу интереса Андрея Путилова к ситуации в селе Станислав.
Кстати, на промежуточных выборах в Раду, которые проходили как раз и в Белозерском районе, глава облсовета победил в Станиславе с перевесом в… один голос.
Херсонские общественники утверждают, что “еще не вечер”, и их дело – совсем не безнадежное.
“Сейчас идут проверки по материалам, которые мы предоставили. Я и Александр Дьяков вошли в общественный совет при Госрыбагентстве. Сейчас Артющик и его заместитель Базенко отстранены, идет разбирательство. Кроме того, свои материалы предоставили сотрудники полиции. По этим документам можно сделать вывод, как вели себя сотрудники Херсонрыбоохраны, когда мы совместно с сотрудниками полиции задерживали браконьеров, промысловиков-нарушителей. Сотрудники Херсонрыбоохраны всячески “отмораживались” от выполнения своих служебных обязанностей, отказывались составлять протоколы”,– рассказывает Анатолий Джурмий.
По его словам, с подачи Госрыбагентства существенно ужесточен контроль за реализацией рыбы: у предпринимателей, торгующих в розницу, проверяют происхождение их товара, при выявлении проблем товар конфискуют. Правда, порядки стали строже в… Киеве и в Киевской области.
Варварское расхищение рыбных запасов – проблема крайне серьезная, но даже при всей ее болезненности она – не из разряда неразрешимых. Варианты ее если не стопроцентного, то, во всяком случае, очень эффективного разрешения есть. Например, Старозбурьевский сельский голова Виктор Маруняк – один из наиболее известных и наиболее активных на Херсонщине руководителей органов местного самоуправления – считает, что значительным подспорьем в борьбе с браконьерством будет передача местным органам власти права выдавать и отзывать лицензии на вылов рыбы.
“Это поможет и бороться с беспределом, и станет источником для пополнения местных бюджетов, что очень важно, учитывая проходящую сейчас децентрализацию. А нынешняя ситуация такова, что сельские советы не имеют ни копейки от использования находящихся на их территории озер и участков рек. Например, из 8,5 тысяч гектаров территории Старозбурьевского сельского совета 5,5 тысяч – водоемы. Там ловят рыбу, но мы с этого не получаем ничего. А до 1917 года 60 % бюджета административно-территориальной единицы, существовавшей на территории нашего сельсовета, составляли платежи за аренду водоемов. Также у местной власти появится возможность реально бороться с браконьерами. Путь не со всеми, но хотя бы с теми, которые, получают лицензии и квоты на вылов рыбы только, как говорится, для вида, а сами занимаются разграблением природных ресурсов. Недавно мне рассказали о том, что в Великой Лепетихе добиваются, чтобы одного из предпринимателей лишили лицензии за явное браконьерство. Но единственное, что в этой ситуации может сделать местная власть, – отправить соответствующие документы в Госрыбагентство. Оттуда пришел ответ, что вопрос рассмотрят. Скорее всего, будет тянуться “волынка”. А будь у местной власти соответствующие полномочия, предпринимателя лишили бы лицензии на ближайшей сессии местного совета”.
Виктор Маруняк посетовал, что областная власть выступает против браконьерства только на словах:
“Свои предложения по изменению порядка выдачи лицензий на вылов рыбы я представил на одном из проходивших в Херсоне заседаний, на котором шла речь о борьбе с браконьерством. В этом же мероприятии участвовал первый заместитель председателя облсовета Василий Зеленчук. Я обратился к нему, предложил облсовету выйти с законодательной инициативой, так как председатели сельсоветов таких полномочий не имеют. Меня поддержали коллеги из Великой Лепетихи и из Станислава. Говорю Василию Зеленчуку: “Давайте начнем эту работу на следующий же день”. Он ответил: “Начинать нужно уже сегодня”. И почти сразу же после того, как произнес эти слова,… вышел из зала, тем самым дав понять, как “сильно” он заинтересован в реальном решении проблемы” .
Браконьерство – проблема страны в целом. Украина по общей площади водоемов – первая в Европе. Но в нашей стране на душу населения рыбы добывается, официально,– примерно втрое меньше, чем в странах Европы. Как утверждают эксперты, 70% реализуемой в Украине рыбы – добыча браконьеров. В то же время легально работающиерыбоперерабатывающие предприятия (в том числе и в Херсонской области) загружены даже в пик сезона на 40 % мощности.