Мы уже писали – с 1 ноября этого года каждое бревно должно было быть “с чипом”, а любое деревянное изделие – иметь сертификат, из какого и где срубленного дерева изготовлено. Так требует Закон о временном запрете экспорта лесоматериалов в необработанном виде (№ 325-VIII). А Кабмин рассуждает иначе.
В минувший вторник в Киеве состоялась пресс-конференция “Почему Правительство – еще на стороне “лесной мафии” и не выполняет Закон?”. Один из ее участников, соавтор Закона и председатель Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Николай Томенко утверждает, что исполнительная власть преступно саботирует исполнение Закона.
Кабинет министров должен был до 10 октября утвердить Порядок выдачи сертификатов о происхождении лесоматериалов и изготовленных из них пиломатериалов. Но этого не сделано. Также до сих пор нет электронного списка выданных сертификатов и его размещения на официальном сайте Гослесагентства, как того требует действующий закон.
– А ведь именно эта идея не только запрета вывоза леса, но и контроля за тем, как, где и в каком количестве вырубается он и, соответственно, его дальнейшая “судьба”, и были нашим главным замыслом для ежедневного публичного контроля за деятельностью лесного хозяйства – подчеркивает Николай Томенко.
А пока нет Порядка – нет и учета.
И активисты инициативной группы Лес Людей пытаются “достучаться” до руководства страны, чтобы спасти от полного уничтожения леса Херсонщины. Так, они обратились с официальным письмом к главе Министерства экологии и природных ресурсов Украины Сергею Курыкину. Проанализировав официальные ответы из разных областных инстанций, Лес Людей пришел к выводу, что за 21 год площади наших лесов сократились почти на четверть! В соцсетях по-прежнему – масса фотографий новых лесоповалов. И никто за это – “не в ответе”. Мало того, руководство лесоохотничьих хозяйств не дает разрешений на официальную проверку их деятельности.
– Сегодняшняя ситуация – критическая, – пишет министру активистка движения Оксана Пляс. – Заведено уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением и незаконной вырубки на территории Цюрупинского леса Херсонской области. В деле фигурируют работники Цюрупинского ЛОХ и работники ГП “Степной им. В.М. Виноградова филиал УкрНИИЛХА”. На территории Цюрупинского района проведен ряд обысков пилорам и проверок документации предпринимателей, работающих с упомянутыми выше лесопользователями. В результате выявлен ряд нарушений, свидетельствующих о злоупотреблениях служебным положением работников лесного хозяйства. Для проверки работы лесопользователей и выявления нарушений милиции нужна помощь специалистов. Евгений Кузин, следователь Цюрупинского райотдела милиции, выслал запрос на начало проверки со стороны Херсонской экологической инспекции с целью проведения полноценного расследования. Но мораторий на проверки не дает возможности ее провести, что препятствует осуществлению уголовного производства.
Просим Вашего содействия в решении этого вопроса в пользу законности.”
Ответа на это письмо пока нет.
Тем временем и Киевский эколого-культурный центр, в рамках всеукраинской кампании “Идем в Европу – строим заповедность”, выявил массовые нарушения при выдаче разрешительных документов на санитарные рубки, а также незаконные “чистки” лесов в природоохранных зонах и даже в известных дендропарках Украины. Нарушения обнаружены в семи департаментах (Одесский, Херсонский, Сумской, Черниговский, Полтавский, Львовский и Киевский городской). В частности, Департаментом экологии Херсонской ОГА в 2014 г. незаконно выдано разрешение заповеднику “Аскания-Нова” на рубку 805 деревьев. Киевский эколого-культурный центр, совместно с Экоправо-Киев, намерены обжаловать выдачу подобных разрешений и лимитов на санитарные рубки в природоохранных фондах со стороны Департаментов ОГА в суде.
Также, как утверждает киевский эколог Владимир Борейко, в прошлом году лесники Херсонской области незаконно, без согласования с обладминистрацией, провели санитарные рубки на 212 га на территории зоологического заказника местного значения “Корсунский”, заготовив там 29,400 куб. м. древесины. Правда, после того как результаты исследования были обнародованы, Херсонское областное управление лесного и охотничьего хозяйства опубликовало у себя на сайте возражение, – это была разработка большого пожарища, и работы были согласованы.
Тем не менее, незаконные работы проводятся даже в центре Киева. Так, координатор программ Киевского эколого-культурного центра Иван Парникоза задержал 17 октября этого года в региональном ландшафтном парке Лысая гора работников Печерского “Зеленстроя”, которые без каких-либо документов пилили бензопилами деревья и уже были готовы вывезти два грузовика с дровами.
И это, по мнению исследователей, – только малая частица айсберга коррупции и незаконности. Исходя из полученных результатов мониторинга, в среднем, в каждой области (за исключением Донецкой, Луганской и Крыма – там исследования не проводились) в год уничтожается 681 га заповедного леса, заготавливается 24 500 куб. м. древесины. В целом в Украине ежегодно рубится 2 % территории от площади всех природоохранных зон. Причем, эти цифры не показывают полного масштаба бедствия, так как некоторые охраняемые территории находятся не под контролем лесхозов, а у других землепользователей, и данные по ним не учитывались. Поэтому уберечь многие виды краснокнижных животных и растений (прежде всего грибов, папоротников, летучих мышей, насекомых, сов, хищных птиц, рысь и т.п.) страдающих от уничтожения леса, практически невозможно.
Большая часть лесов страны, около 73%, находятся в подчинении Гослесагентства Украины (остальные – 27% принадлежит другим лесопользователям, например, сельсоветам). Так вот, недавно, во время коллегии Минагрополитики, глава “лесного” ведомства Александр Ковальчук сообщил, что ими разработана новая Концепция развития лесного и охотничьего хозяйства Украины.
– Над документом работали более 60 лучших экспертов в отрасли, включая международных партнеров с ФАО и Европейского института соседства и партнерства. Мы получили комплексный и пошаговый план действий, который максимально соответствует современным реалиям лесного хозяйства Украины, учитывая при этом успешный опыт наших европейских соседей – Латвии, Польши и Болгарии, – сказал Александр Ковальчук.Документ определяет 4 приоритета развития отрасли: реформирование системы управления, создание современной лесной охраны, введение электронного учета древесины для всех лесопользователей и переход на электронные госзакупки. В рамках этой реформы предполагается ликвидация всех лесных хозяйств и создание на их базе филиалов единого Госпредприятия лесного хозяйства Украины. Новосозданную компанию внесут в список таких, которые не подлежат приватизации. Руководство будет выбрано на открытом конкурсе. В ее полномочия, помимо прочего, будут входить и лесоохранные функции. Первые итоги реализации Концепции будут ощутимы уже к концу этого года.
По словам Александра Ковальчука, эта реформа сделает невозможным теневой оборот древесины и сэкономит государству до 2 млрд грн. А электронные госзакупки в лесном хозяйстве сэкономят до 1 млрд грн. в год.
Все хорошо, если бы не два “но”. Во-первых, компания будет “на самоокупаемости”, дотаций из госбюджета на защиту и восстановление лесов не будет. И во-вторых, введение общего электронного учета древесины откладывается до 1 июля 2016 года. И эта Концепция министерством одобрена.
Тем временем из разных областей поступает все больше информации о массовых незаконных лесоповалах. Связывают это не только с наступившими холодами, но и с предстоящим запретом на вывоз необработанного древесного сырья, и с введением электронного учета деревьев.Виталий Майборода – инженер лесного хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель группы экспертов по лесу общественного совета при Львовской облгосадминистрации, – тоже утверждает, что вырубка “крышуется на высшем уровне”. Чтобы уберечь леса, не дожидаясь постановлений Кабмина, глава Закарпатской области Геннадий Москаль сам запретил выдачу сертификатов на экспорт.
А у нас – даже суды оправдывают браконьеров. И все потому что правоохранителям не всегда удается доказать, что тот или иной человек совершил преступление, а не просто гулял и “нашел в лесу бензопилу”. И фигурируют в процессах, в основном, местные жители, заготавливавшие дрова домой, а не “промышленники”. Так, на днях, “засудили группу браконьеров”. А по факту – трех человек, которых “застукали” в посадке возле Казачьих Лагерей. Организатору назначено 3 года ограничения свободы (с испытательным сроком 2,5 года). Его сообщникам – по 2 года (с испытательным сроком на 2 года). И оштрафовали на 31 тыс. грн за 16 акаций, а дрова – конфисковали. Но если бы они успели их от посадки увезти? Грузовики с бревнами как сновали, так и снуют по нашим дорогам – и все “законно”.Лесничий Херсонского ЛОХ Мария Гомечко предупреждает население, что начались совместные с милицией рейды, и призывает удержаться от рубки для отопления: “Лес – это украшение, но прежде всего, это тяжкий труд неравнодушных людей, что с любовью взростили каждое дерево”. Наверное, именно поэтому лесничества дают возможность приобрести дрова “на законных основаниях”.
Предыдущие публикации по этой теме:
Лес для номенклатуры
Столетия – в щепки!
Ответственные за лес не отвечают
Законы потворствуют «пиявкам»
Лес: победу праздновать рано
Нарешті з’ясувалося, хто очолює «лісову мафію» в Україні
Лес рубят на наших глазах