Наша область не может похвастаться рудными залежами, золотыми приисками или месторождениями алмазов. Основное богатство – пески и леса, которые последние десятилетия беспощадно разворовываются. И каждый новый губернатор клянется, что непременно прекратит незаконную вырубку деревьев.
Но пошумит глава области первое время, правоохранители поймают с топорами парочку местных жителей, суды их оштрафуют, и вся борьба на этом и заканчивается. А визг пил в лесах все громче. И лишь Андрей Путилов взял на себя смелость заявить, что незаконному лесоповалу у нас пришел конец:
– Установлен жесткий контроль над бездумной и незаконной вырубкой лесополос на Херсонщине. Мы нашли общий язык с руководством лесного хозяйства области по вопросу санитарной вырубки леса, – так губернатор сказал в сентябре прошлого года на заседании коллегии облгосадминистрации.
И в это же время в Цюрупинске буквально вспыхивает общественная инициатива “Лес Людей”, начавшаяся с нескольких дачников, объединившихся в социальных сетях на защиту леса.
Домик с окнами на… пеньки
Как рассказывает активистка инициативы Юлия Волязловская, их семья специально выбирала участок в Нечаево (под Цюрупинском), чтобы построить дачу с окнами на бор.
– И строились, обживались, не обращая особо внимания на происходящее вокруг. Но во время лесного пожара в начале прошлого лета бушующий огонь прорвался к домам совсем близко, метров за 300-400. А потом началось. Утром просыпаемся под вой бензопил, живем весь день с этим визгом, и засыпаем под него же. Вначале спилили крупные обожженные деревья. Хотя мы говорили – у них верхушки не пострадали, они отойдут. Говорили, чтобы убирали маленькие, те что совсем обуглились. Нам откровенно отвечали, что это мусор, который никому не нужен. А большие можно продать. Попытались поговорить с лесником, а он заявил: “Я ничего не решаю, тут такие люди пилят, что лучше не вмешиваться”…
А потом пилы добрались до не тронутых огнем участков. Уже осенью специально хвою поджигали, чтоб стволы закоптились. И под предлогом, что эти сосны в летнем пожаре пострадали, пилили и их. А знаете, чем отличается летний пожар от осеннего? Летом хвоя вспыхивает как порох, земля прогорает вглубь. А осенью чуть-чуть сверху потлело и загасло. Ногой ковырнешь – и снизу совершенно свежие опавшие иголки. Вот и вышло, что домик построили с видом не на лес, а на пеньки.
Что рубишь, то и проверяешь
Активисты попытались на место вырубки вызвать комиссию. Им ответили: плановая проверка была весной. А теперь, согласно законодательству, пока в стране война, внеплановую проверку вправе инициировать или Кабинет Министров или… фирма, рубящая лес. Тогда жители Цюрупинска и дачники стали устраивать засады.
Помните скандал, когда в одних изданиях говорили, что ребята из Правого сектора задержали машину с лесом, а в других – что Правый сектор “крышует” незаконную вырубку леса и мешал правоохранителям задержать нарушителя?
Так вот, как рассказывают Юлия Волязловская и Оксана Пляс, в тот вечер они заметили “Камаз” без номеров, груженый лесом. Вызвали милиционеров. Те приехали и развели руками: водителя нет, хозяина нет, сделать ничего не могут. Вызвали ГАИ, но и инспектор оказался бессильным – машина не двигается, правила движения не нарушает. Тогда позвонили ребятам Правого сектора. Парни приехали и пригрозили человеку, который находился в грузовике и говорил, что его просто попросили за машиной присмотреть, – что “Камаз” просто подожгут, раз он “ничейный”.
Сразу и хозяин нашелся, и водитель, и – разрешение на вырубку леса. Правоохранители просмотрели документы, сказали, что все в порядке. Нашлось объяснение и тому, почему грузовик без номеров,– якобы нужных в ГАИ не нашлось.
Однако шум поднялся изрядный. И не только в прессе.
Припекло?
Областное руководство тут же заявило, что незаконную вырубку леса “крышует” милиция, а прокуратура эти факты игнорирует. Правоохранители и прокуратура в ответ: это не так. Ведь они пресекли деятельность одного из общественных объединений (какого,не уточняется, но судя по формулировке – те же дачники), которое несанкционированно спилило 192 акации в лесу Казачелагерского сельсовета. А бороться с “дровосеками”, мол, не дают суды.
СБУ, куда активисты тоже обратились, пообещало провести проверку и ответить в конце февраля. Но в начале февраля прокуратура Цюрупинского района уже рекомендует сотрудникам райотдела внести в Единый реестр досудебных расследований данные по факту “Цюрупинского леса”.
Параллельно в парламенте регистрируется проект о создании комиссии по проверке “фактов незаконной добычи и оборота песка, других полезных ископаемых, незаконной вырубки и обращения леса и лесоматериалов в Николаевской и Херсонской областях”.
Но депутаты собираются, судя по всему, выяснить: кто работает официально, и кто на чем попался. Потому что планируют проверять документы, подтверждающие факт незаконного лесоповала и прозрачность, законность процедур, по которым добыча производится….
Хотя, кто официально работал в Цюрупинском лесу, давно известно. По информации Херсонского обуправления лесного и охотничьего хозяйства, лесозаготовительные работы проводились собственными бригадами, а также наемными бригадами. За период 2014 года ГП “Цюрупинское ЛОХ” заключил договора с ФЛП: “Кияшко О.М.”, “Гусинцев С.О.”, “Клименко М.В.”, “Войтенко С.В.”, “Брага С.О.”, “Пастухов”, “Чесников О.Ю.”, “Здоровань В.М.”; ООО “Екатера”, “Рдаллер инвест”, ООО ПП “Укрлеспром”, ЧП “Партнер Строй Группа”. Подробная информация о рубке Цюрупинского леса содержится в копиях документов, лесорубных билетах и сопутствующей документации, а это более 2000 листов.
Но, как установили активисты,“на бумаге” все может быть замечательно. Что подтверждает и результат их обращения на правительственную горячую линию. В ответ получили справку: это была законная разборка пожарища. И разрешения есть, и лесорубные билеты, и акты обследований...
Люди – не слепые
Как объясняет краевед Михаил Подгайный, искусственные леса нужно прореживать. Без этого они загустеют и погибнут. Ведь молодняк садят изначально гуще, чтобы деревца друг друга защищали. А по мере взросления слабые убирают, чтобы более крепким было больше места. Из таких “отходов” получаются замечательные твердотопливные брикеты, дрова. И их, учитывая объемы искусственных насаждений, хватит отопить не только всю область, но и экспортировать. Еще сосна уникальна тем, что низовой пожар ей не страшен. Если присмотреться к стволам, то практически все наши лесные старожилы перенесли низовые пожары без ущерба. Мало того, периодическое сгорание опавшей хвои полезно. Но если лес захламлен сухими ветками, погибшими деревцами, низовой пожар очень быстро переходит в верховой – гибельный для леса. И расчистку на пожарищах надо делать правильно: мертвое убрать, а обожженное, но с зеленой макушкой – оставить.
Но у нас предпочитают вырубать самые крупные и здоровые деревья – их выгодно продавать. Когда деревья спилены погружены, трудно выяснить, где их спилили – на пожарище, или это была санитарная чистка. Тем не менее, что происходит на конкретном участке, можно легко увидеть по пенькам. Тут даже экспертом быть не надо: если рядом с деревцем толщиной всего в руку ребенка – здоровенный пень – то о какой законности речь?
И почем «овчинка»?
За прошлый год, как сообщает пресс-служба Главного управления госфинслужбы области, за древесину, “заготовленную во время улучшения качественного состава лесов, расчистки лесных участков, второстепенные лесные материалы и побочные лесные пользования” область получила в бюджет 759,1 тыс. Основные суммы – от плательщиков Цюрупинского и Голопристанского районов. Для сравнения: пойманные в Казачьих Лагерях нарушители, что спилили 192 акации, – нанесли ущерб в 300 тыс. грн.
Согласно Единому реестру судебных решений, по уголовным производствам, связанным с незаконной вырубкой леса в 2014 году, Цюрупинскими судами уже было вынесено несколько постановлений. Обвинялось несколько сельских жителей, в основном, заготавливавших дрова себе домой. Ущерб: 1 дуб и 12 акации белой, общей стоимостью около 30 тысяч грн. Дрова конфискованы, ущерб и штрафы по 850 грн. с каждого “браконьера” – истребованы. У некоторых еще и бензопилы забрали. Но не у всех.
Вспомните громкий скандал в марте 2012 года, тоже под Цюрупинском? Только на территории не ГП “Цюрупинское ЛОХ”, а воинской части. Начальник отдела терруправления Минобороны заключил с херсонским предпринимателем договор на санитарную вырубку леса на территории части на 19,5 тыс. га!. Как установили правоохранители, за три месяца “санитары” заготовили и реализовали почти 4 тыс. кубов леса на сумму свыше 1,6 млн. грн. (и это – еще по “тем” ценам!). Ни одно бревно воинской части не досталось, зато начальник отдела получил “откат” в 20%, то есть, 244 тысячи гривень. И чем закончилось дело? В Едином реестре судебных решений информации по этому поводу найти не удалось. Не внес ясности и военный прокурор Херсонщины Виталий Слободянюк. Так как делом занимались его предшественники, он попросил немного времени, чтобы “поднять” ту историю. А потом – пропал. Как сообщал дежурный, руководство должно было бы быть на месте, но все еще отсутствует...
Не позволим
Складывается полное впечатление, что представители новой власти тоже требуют “проверить и выявить” не для того, чтобы прекратить варварство, а – “поучаствовать” в нем.
– Корень проблемы еще гораздо глубже, – говорят активисты “Лес Людей”. – Ведь дела пришли в такое положение именно с нашего молчаливого согласия. Цюрупинский лес – часть Нижнеднепровского массива, и везде происходит “непонятно что”. Есть участки благополучные, есть – где мы знаем, кто и что рубит. А есть такие, где непонятно, кто же браконьер. И это не частник с топориком. Идет промышленная вырубка. И мы будем выяснять, кто этим занимается, и требовать от правоохранителей, чтобы они выполняли свои обязанности. Надеемся, нашу инициативу подхватят не только жители окрестностей, но и всего региона и Украины.
Группа “Лес Людей” расширяется с каждым днем. Редакция “Вгору” поддержала эту инициативу, и вместе с активистами начинает журналистское расследование по фактам уничтожения наших лесов.