Пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Алена Осмоловская говорит, что нынешнее повышение цен принципиально не повлияет на промышленность. «Доля НАКа на этом рынке - всего 30%», - подчеркивает она. Остальную долю занимают частные трейдеры. Среди них выделяются компании «Метида», которая принадлежит Игорю Воронину и Юрию Величко - менеджерам из группы Дмитрия Фирташа, и «ЭРУ-Трейдинг» выходца из ДТЭК Андрея Фаворова. Впрочем, собеседник «ОЛИГАРХА» в одном из частных трейдеров не согласен с тезисом о том, что «промышленность ничего не заметит». «На прайсы НАКа смотрят все трейдеры. Наш бизнес в этом плане очень простой. Поставить цену на пару копеек ниже, чем у НАКа, а потом играть на колебаниях рынка», - рассказал собеседник «ОЛИГАРХА».
Андрей Фаворов
Газ для промышленности с лета растет регулярно. Драйвером выступает НАК «Нафтогаз Украины», который устанавливает новые цены каждый месяц, тем самым внося элемент плановой экономики в бизнес промышленников. Еще в июне прошлого года газ для промышленности от НАК стоил 6,7 тыс. гривен. Таким образом, за последние полгода цена на газ для промышленности выросла на 50%.
Эффект от роста цен на себе уже прочувствовал Одесский припортовый завод, который остановился в конце 2016 года. «В связи с высокой ценой природного газа, поставляемого НАК «Нафтогаз Украины», которая не корреспондируется с ценами на мировом рынке на продукцию завода, принимая во внимание невозможность дальнейшей поставки природного газа в 2017 году со стороны НАК «Нафтогаз Украины» до погашения существующего долга, принято решение о временной остановке производств и цехов завода» - говорится в его официальном сообщении от 27 декабря 2016 г.. Кроме него, крупнейшие потребители газа в Украине - «Арселор Миттал Кривой Рог» Лакшми Миттала, Мариупольский меткомбинат им.Ильича и «Азовсталь» Рината Ахметова, черкасский «Азот» и «Ривнеазот» Дмитрия Фирташа и множество других заводов. При этом если «Арселор Миттал Кривой Рог» самостоятельно импортирует большую часть необходимого ему ресурса, то остальным придется столкнуться с повышением. И в первую очередь, предприятиям Рината Ахметова.
Ринат Ахметов
Подорожание энергоносителя оголило и другую проблему, казалось бы, уже решенную в 2016 году - разница в ценах на газ для промышленности, и для населения и предприятий теплокоммунэнерго. Когда в мае 2016 года Кабмин повысил цены для них в два раза, этот болезненный шаг объяснили желанием установить единые расценки на газ. Раньше нерыночные социальные цены на газ для населения приводили к коррупции. Например, когда газ украинской добычи уходил населению по ценам в несколько раз ниже, чем для промышленности (такие требования ставит законодательство перед предприятиями с контрольной долей государства - «Укргаздобычей» и «Укрнафтой»), его в теории можно было проводить «транзитом», затем продавая бизнесу по высокой цене. Снова создавшийся перекос в ценах между промышленностью и населением пока последнее никак не затрагивает.
Дмитрий Фирташ
Дело в том, что весной Кабмин также принял постановление, согласно которому до 1 апреля 2017 года действует временный порядок поставки газа населению. Этим документом на сбытовые предприятия облгазов были возложены так называемые специальные обязательства по обеспечению населения газом (PSO - Public Service Obligation). Руководитель «Региональной газовой компании» (объединяет облгазы Дмитрия Фирташа) Александр Притыка говорит, что с 1 апреля будет несколько вариантов развития событий: либо все ринутся поставлять газ промышленности, которая платит уже в полтора раза больше, и население останется без него, либо для населения придется повышать цену. Последнее, конечно, маловероятно, и скорее всего, Кабмин просто продлит «исключительный период». Это означает, что, как и до 2016 года, в Украине снова будет два газовых рынка с двумя ценами - для населения и для промышленности, создавая почву для новых коррупционных схем.