Процесс очищения напоминает горку стоящих друг на дружке бокалов, куда льют шампанское. Точно так же, “стекая вниз”, должны заполниться новым содержимым и все слои государственной власти. Поочередно, начиная с “верхов” и заканчивая самыми малыми клерками. Теплые кабинеты должны освободить все, кто проработал при режиме Януковича хотя бы год, кто не уволился во время кровавых событий на Евромайдане, кто учился в вузах советского КГБ, и кто скрывает свои доходы.
Сразу же, как Закон был опубликован, под люстрацию попали премьер-министры, министры и все прочие “киевские” руководители. После этого наступила очередь губернаторов и областных руководителей прокуратуры, милиции и других государственных веток власти, таких, например, как суды, как Департамент экологии, или территориальное отделение Антимонопольного комитета, или – управление фискальной службы. Пройдя проверку сами, первые лица этих учреждений и их заместители начинают уже чистить ряды своих непосредственных подчиненных.
Вот так это выглядит в теории. Но уже год как “льется шампанское”, и что в результате?
А Костяка там – нет
Координирует этот процесс в Украине специальный Департамент по вопросам люстрации, созданный при Министерстве юстиции.
Там же, на сайте Минюста, регулярно обновляется информация, кто из чиновников уже попал под запрет, кого сейчас еще проверяют и как люстрация проходит в регионах.
Итак, согласно официальным данным Единого государственного реестра лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины “Об очищении власти”, уже 779 специалистам в ближайшие 10 лет запрещено работать на государственной службе.
Есть в этом списке и бывшие херсонские чиновники. На десять лет запрещено занимать государственные посты начальнику Херсонской таможни Виталию Булюку и его первому заместителю Владимиру Еременко; заместителям начальника УМВДУ в Херсонской области Александру Ефименко и Александру Никитюку, начальнику криминальной милиции Сергею Гуменюку и начальнику следственного управления УМВДУ в Херсонской области Евгению Тимофееву; инспектору батальона дорожно-патрульной службы областного ГАИ Сергею Притуле, старшему инспектору взвода по обеспечению сопровождения батальона дорожно-патрульной службы ГАИ Игорю Соколову; заместителям прокурора Херсонщины Игорю Ильницкому, Андрею Кузьменко и Андрею Терно. А из обладминистрации уволен начальник управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, заместитель директора Департамента экономического развития и торговли Валерий Михайлов.
Но бесполезно в этом списке искать нашего бывшего председателя облгосадминистрации Николая Костяка, нет там его правой руки Анны Пономаренко. И начальника областного управления МЧС генерала-майора Александра Мазилина – тоже нет. Так как в разгар народной люстрации, последовавшей сразу после победы на Майдане, они уволились под давлением активистов. И это было еще задолго до принятия Закона, поэтому эти госслужащие избежали проверки и официального запрета. То есть, если бывшего чиновника нет в реестре “люстрированных”, то это совершенно не значит, что он совершенно “чист”.
А проверка набирает все большие обороты. По данным на понедельник, 19 октября, в государственных ведомствах изучаются заявления и декларации 92 тысяч 187 человек. Также, параллельно, идет проверка персональных документов специалистов областных и районных администраций. И на сайте Минюста можно увидеть, когда тот или иной чиновник областного управления или глава района написал заявление, что он к режиму Янковича не причастен, и каковы его доходы и доходы членов семьи. Можно посмотреть, кого проверяют на Луганщине, кого в Киевской области, или во Львовской. А вот что у нас “под боком” происходит – неизвестно. Наших администраций в том списке нет. Как будто люстрация обошла Херсонщину стороной.
В поисках Херсонщины
Хотя проверка в администрациях Херсонщины стартовала уже давно. Ее, согласно процедуре, объявил своим распоряжением глава ОГА Андрей Путилов:
Провести проверку… “с 16 марта 2015 – для руководителя аппарата областной государственной администрации, руководителей структурных подразделений областной государственной администрации и ее аппарата; с 8 июня 2015 – для их заместителей.
Должностным лицам, не позднее чем на десятый день со дня начала проведения проверки, подать в отдел кадровой работы аппарата облгосадминистрации собственноручно написанное заявление о том, что к ним применяются или не применяются запреты, определенные частью третьей или четвертой статьи 1 Закона Украины “Об очищении власти”, о согласии на прохождение проверки и обнародование сведений о них по форме согласно приложению 1 или 2 декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год.
Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя аппарата облгосадминистрации Клюцевского В.И.”
Руководитель аппарата Владимир Клюцевский заверил нас, что проверка проводится, как и положено. Хотя обладминистрация уже избавилась от всех людей, на кого распространяются запреты Закона. Теперь главное – не дать “просочиться” им обратно.
Что касается “деталей” люстрации, то сайт Херсонской ОГА обновили всего лишь три месяца назад. И информация о процессе вполне может быть неполной. Команда еще продолжает “работать над ошибками”, но уже можно гордиться тем, что впервые на сайте обладминистрации появились и биографии, и функциональные обязанности должностных лиц, и их декларации. И раздел, посвященный люстрации, тоже наполняется. Однако, по некоторым сотрудникам, подавшим заявления еще в марте, результатов пока просто нет. Как пояснил Владимир Клюцевский, во время проверки администрация посылает запросы в налоговую, чтобы проверить доходы сотрудника, в СБУ – на предмет причастности к КГБ, к руководящим постам компартии, комсомола. Так вот, ответов от СБУ приходится ждать месяцами. Из-за этого процесс и “буксует”. Только новые кандидаты на пост проходят проверку быстро, по ускоренной процедуре, за две недели.
Губернатор на диете?
Как бы ни “буксовала” Херсонщина, но люстрация проводится. Андрей Путилов прошел проверку еще при назначении на должность. Его заместители Валентина Сичевая и Владимира Клюцевский – тоже преодолели ее успешно (справка выдана 06.08.2015). Еще два заместителя губернатора – Игорь Шепелев и Вадим Чабан – пока в ожидании результатов, но свои заявления и декларации предоставили в срок.
А по Закону, если чиновник не вовремя подал документы на проверку, или указал в декларации неточные сведения, то он тоже попадает под люстрацию, под запрет занимать государственные должности. Так чем же, официально, владеют главные лица нашей области и члены их семей?
Игорь Шепелев женат, два сына. Доход за прошлый год – 138 тыс. 694 грн. Это зарплата. Ни призов, ни подарков, ни дивидендов или процентов не получал. Вкладов в банке нет. Живет “в примаках” – ни дома, ни дачи, ни квартиры, ни участка у него тоже нет, все принадлежит членам семьи. На них оформлены дом в 100 кв. м, 12 соток земли, квартира 80 кв. м., легковой автомобиль “Киа Маджестик”. Годовой доход у них оказался скромнее, чем у главы семьи: 35 тыс. 248 грн.
Вадим Чабан тоже женат, трое детей. Личный заработок был почти миллион гривень – 908 тысяч. Из них большая часть, 518 тысяч – зарплата. Еще 42,7 тыс. грн. получено материальной помощи и 347 тыс. – от продажи недвижимости. Владеет только стареньким Мерседесом-Бенц, и катером Монтерей Монтура, 1996 года выпуска. Но на членов семьи оформлено без малого 12 соток, дом в 400 квадратов и еще одна машина, Тойота Хайлендер 2012 года. Супруга заработала за прошлый год 17,8 тыс. грн.
Вкладов в банках и у этой семьи тоже нет.
Владимир Клюцевский, женат, две дочери. Жена – тоже госслужащая. И почти весь семейный бюджет состоит из зарплат. Супруг за прошлый год получил 67 тыс. грн, плюс около тысячи заработал от научно- преподавательской деятельности и еще 7,5 тысяч гривень получил “других доходов”. Зарплата жены составила 50 тысяч грн . Скромный домик в 53 квадрата и одна сотка земли оформлены на супругу. Дач, квартир, машин и гаражей – не имеется.
Валентина Сичевая пишет в своей декларации, что она абсолютно одинока, семьи нет. Квартирами и особняками не владеет. Есть небольшой садовый домик, 9 соток земли, гараж да машина Форд Куга Тренд. В прошлом году ее доход составил 184 тыс. 165 грн. Из них 29 тыс. – зарплата, 795 грн. материальной помощи, 33,5 тыс – в графе “другие доходы”, а остальное, 120 тыс. грн. – страховка.
Но больше всего вопросов вызывает декларация председателя обладминистрации. Оказывается, он холост, но воспитывает двух сыновей и дочь. Владеет двумя автомобилями: Мерседесом-Бенц и Лексусом, катером туристическим Элан Повер и двумя гидроциклами “Бомбардир”. Есть денежный “запас” почти в 14 миллионов – уставной взнос в предприятие, есть банковский вклад (в 2013 году было чуть менее 25 тыс. грн., в прошлом году эта сумма удвоилась), но никаких дивидендов от этого он не получает. Не получает и подарков, премий, материальной помощи. Живет исключительно за зарплату. В среднем, каждый в месяц прошлого года он зарабатывал примерно по 13 тыс. грн. Но из этих денег вынужден содержать и детей, и немалое недвижимое имущество: дом в 361 кв. м., две полноценные квартиры – по 70 и 121 кв.м, и еще комнату (1/4 квартиры,18 кв. м). И на официальные запросы газеты “Вгору”, за чей же счет наш губернатор летал в отпуск в Италию, из разных инстанций пришли ответы, утверждающие категорично: исключительно за свой.
Вот такие, оказывается, скромные труженики управляют областью. Хотя подвергать сомнению их декларации пока оснований нет, ведь их проверяли фискальные службы. Но уже сейчас понятно – слишком много проблем и неясностей в люстрационном процессе. Как бы не оказалось в том “солнечном напитке”, промывающем сверху вниз ветви государственной власти, ведра “бормотухи”. И именно поэтому, при помощи экспертов Комитета избирателей Украины херсонские активисты, в том числе и сотрудники редакции “Вгору”, решили проверить, как же у нас в области выполняется Закон “Об очищении власти”. Как соблюдаются установленные законом процедуры, как государственные структуры информируют о результатах. И не превратилась ли чистка рядов в “нафталиновые” отписки. Херсонская областная организация КИУ приглашает всех неравнодушныхжителей области присоединиться к этой работе. Ведь, к сожалению, у нас нет контролирующего люстрацию органа, процесс пущен на самотек и может не просто “пробуксовывать”, но совсем иссякнуть. А о результатах этого мониторинга мы обязательно сообщим.