Верховная Рада приняла новую редакцию закона «О жилищно-коммунальных услугах». На жильцов взваливается содержание домовых счетчиков и состояние домовых сетей, их будут штрафовать за долги и отключать от воды, газа и электричества, вводится абонплата за услуги. При этом поставщики услуг почти ни за что не отвечают, а привлечь их к ответственности за не предоставленные или некачественные услуги невозможно.
Вице-премьер и министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко полагает, что новый закон обеспечит население качественными коммунальными услугами по справедливой цене, информируют Экономические Известия.
Однако, по словам директора Института города Александра Сергиенко, закон не предусматривает революционных шагов и эффективных изменений, и граждане не получат никакой защиты перед монополистами.
Пеня
Самой резонансной нормой новой редакции закона о жилищно-коммунальных услугах (ЖКУ) является возврат с 2019 г. пени, которая была отменена в 1996 г. в связи с кризисом и массовыми задолженностями по зарплатам, пенсиям и прочим выплатам. Сейчас ситуация ничем не лучше, к тому же еще и война. Пеня составит 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки, то есть 0,3% в месяц, или 3,6% в год, но не более 100%.
В случае задолженности государства по субсидиям и льготам пеня не начисляется. Также она не начисляется, если у человека есть задолженность по выплате зарплаты, которая подтверждена документально.
Последней норме весьма противоречива. Кто даст справку о невыплате теневой зарплаты на базаре? Даже если трудоустройство официальное, работодатель не будет давать такие справки, поскольку тем самым он подпадает под административное или даже уголовное преследование.
При этом закон не симметричен. В частности, не прописаны порядок, размер, методики расчета и получения потребителями компенсации, в случае отсутствия услуг или предоставления некачественных услуг.
«Если монополист недогрел отопительные батареи, то потребитель может требовать только уменьшение платежа. Если услуги предоставили не в полном объеме, то поставщик должен снизить плату и компенсировать неудобства. И это должен быть автоматический механизм. А в законе так неявно сказано, что потребитель должен идти в суд», — подчеркивает Александр Сергиенко.
Абонплата
Вводится плата за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабмином. Также вводится плата за обслуживание внутридомовых систем, которая определяется договором между исполнителем и совладельцами, то есть является нерегулируемой, чем непременно воспользуются разного рода проходимцы в целях извлечения наживы. Правда, пока непонятно, распространяется ли на абонплату субсидирование.
Вопрос абонплаты возник еще весной. Петр Порошенко и Владимир Гройсман тогда этим показательно возмущались, утверждая, что «без диалога с людьми такие решения не принимаются». Но теперь за абонплату проголосовало большинство депутатов БПП без всяких «диалогов с людьми».
Александр Сергиенко считает абонплату одной из важнейших новаций норматива. Он полагает, что введение абонплаты приведет к росту тарифов на услуги.
Отключение
Вводятся новации на тему отключения потребителей от коммунальных услуг в случае задолженности.
Отключение от воды и отопления будет производиться в течение 30 дней с момента получения потребителем предупреждения от исполнителя услуг. Это не касается услуг по поставке и распределению электроэнергии и природного газа — их отключения предусмотрено другими законами.
Для того чтобы возобновить поставки услуг, нужно полностью погасить задолженность или заключить договор о реструктуризации долга.
Однако с реструктуризацией есть проблема. Суть состоит в том, чтобы потребитель признал не только долг, но также признал и сам факт предоставления услуг, например, горячей воды, которой не было или она была холодной. Это насильственное навязывание договорных правоотношений для того, что потом была возможность законно выдвигать претензии уже в судебном порядке.
Общедомовой учет
До сих пор средства общедомового учета устанавливались за счет поставщиков или местных органов власти. Теперь коммерческий учет тоже «вешают» на жильцов.
Размер платы за установление коммерческих (домовых) счетчиков будет определяться отдельно для каждого здания, будет зависеть от количества квартир и модели счетчика. Очевидно, чем дороже счетчик и чем меньше в доме квартир, тем дороже это обойдется для отдельного домохозяйства. Суммы могут выражаться в тысячах гривен.
«Общедомовые счетчики становятся коммерческими. Устанавливаются и обслуживаются за счёт потребителя, то есть жильцов. Все потери внутри дома разбрасываются на всех жильцов. При этом исполнителем услуги по поставке тепла является теплоснабжающая организация. Свои потери и схемы она включит в тариф «до дома». Все остальные потери и воровство — в тариф «внутри дома»», — говорит экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
Компенсации? Забудьте!
Формально, закон предусматривает право потребителя на уменьшение размера платы за ЖКУ, если услуга не предоставлена, предоставлена не в полном объеме или качество ее неудовлетворительное.
«Очень трудно доказать, что предоставленная услуга была некачественной. По-прежнему нужно составлять акты, но куда с ними обращаться? Норма закона написана издевательски. Допустим, «Киевэнерго» не предоставил вам услугу, вы составили акт и направили этой же компании. А они, согласно норме закона, должны в пятидневный срок предоставить вам ответ. Они и ответят в положенный срок. А дальше что?» — заявляет Алексей Кучеренко.
По его мнению, порядок должен быть принципиально другим. «Всю идеологию закона нужно менять. Не потребитель должен доказывать, что услуга некачественная, а монополист должен подписать у потребителя акт приемки-передачи услуг. И если акт подписан, то потребитель тогда платит. А если нет, то пусть монополист с нами судится», — заявляет Алексей Кучеренко.
Договора и выгодополучатели
Проект договора или внесения изменений в него теперь может предложить любая сторона? Но невозможно поверить, что «Киевэнерго» подпишет тот вариант договора, который предоставит потребитель?! К тому же, договор в нашей стране — это пустая формальность, и реально он ничего не гарантирует.
Алексей Кучеренко обращает внимание, что законопроект в парламенте поддержали депутаты, аффилированные с монополистами, и именно монополисты станут главными выгодополучателями в сфере ЖКУ.
«В законе есть немало правильных норм, но важно, в какой среде он будет использоваться. К глубочайшему сожалению, в нынешней системе координат, когда монополисты и олигархи пришли к власти, все монополии будут использоваться против потребителя, и в этом нет никаких сомнений. Нет независимого арбитра, нет защиты потребителя, нет реальной возможности защититься», — подчеркнул Кучеренко.
Посредники
В систему жилищно-коммунальных отношений заводятся посредники, получившие название «исполнителей». Это субъекты хозяйствования, предоставляющие коммунальную услугу по договору с потребителем. Без заключения договора коммунальная услуга не будет считаться таковой.
Договор может быть заключен как с индивидуальным, так и с коллективным потребителем. Коллективный договор от имени всех жильцов можно будет заключать и без создания ОСМД и выбора управляющего. Жителей может представлять «уполномоченное лицо».
Кроме того, упраздняется понятие «балансодержатель». Вместо него появится «управитель многоквартирного дома». Это может быть либо физическое лицо-предприниматель, либо юридическое лицо, которое по договору с совладельцами жилья содержит и ремонтирует многоквартирный дом и прилегающую территорию.
Таким образом, между производителем и потребителем услуг будут еще посредники в виде исполнителя услуг и управителя дома.
Если жильцы не выберут своего представителя, им все равно придется заключить договора с каждым поставщиком коммунальной услуги.
«На самом деле там ровным счетом никакого реформирования в плане демонополизации нет. Эта реформа — лишь способ завести дополнительные коррупционные схемы непосредственно в сам процесс обслуживания населения. Если раньше это все делалось на уровне ЖЭКов и местного самоуправления, то сейчас это уже выведено на другой уровень, и я думаю, что в ближайшее время это станет еще одним фактором турбулентности во внутригосударственных процессах. Данная реформа — это симбиоз коллекторских схем и схем, которые максимально приближают недобросовестных посредников к потребителю. На самом деле все, что мы увидим, — это увеличение количества посредников, которые будут доить потребителей», — отмечает политолог Анатолий Луценко, директор GMT Group:
«Если в итоге ЖЭКи действительно будут расформированы, то нужно понимать, что под шумок придёт много нечестных бизнесменов, которые захотят просто сорвать свой куш. Вспомните, что у нас было при приватизации предприятий. Они приходили, брали предприятия за копейки, выгоняли трудовые коллективы и продавали продукцию на резку металлолома», – предостерегает директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.