Поселившись в херсонском общежитии, первые два часа Лариса провела в слезах, сидя в одиночестве на маленькой табуретке. Но спустя всего несколько недель она полюбила наш маленький шумный город, который стал для нее новым домом.
Лариса приехала в Херсон в августе 2015 года из Докучаевска Донецкой области. Но перед этим ей пришлось немало покочевать.
В 2014 году, когда начались первые обстрелы, один из снарядов взорвал соседский дом. После этого семья Ларисы еще неделю не ходила, а ползала в комнатах по полу, будто это их спасло бы в случае взрыва. Тогда женщина спешно взяла отпуск на работе и вывезла маму и дочку Сашу к родственникам в село Першотравневое, Ивановского района Херсонской области. Девочка продолжила учебу в 11 классе, в селе, а Ларисе снова пришлось вернуться в Докучаевск на работу.
– Я работала кладовщиком на центральном складе одного крупного местного предприятия. Мне там очень нравилось, но работать стало просто невозможно. Когда нас швыряло от взрывов по всем углам, мы даже не понимали, страшно нам или смешно. Такой был адреналин. А если обстрел был сильным, то осколки и снаряды летали по всему складу, и мы прятались в большом подвале. А по пути на работу уже вошло в привычку смотреть не по сторонам, а вверх – летит-не летит. Даже сейчас помню, где какой овражек и куда нужно падать перед взрывом. Но мне нужна была эта должность. Я понимала, что дочке скоро поступать в университет, нужны деньги. Так и держалась. Ночь с мужем ночевали в соседском подвале, он покрепче нашего будет, а днем бежали на работу, – рассказывает Лариса.
Семья могла запросто уехать в Россию к родным мужа, но для них важнее всего было остаться в Украине.
– Я себя всегда считала украинкой. Причем еще лет с 13-ти лет, когда был Советский Союз. Перед тем как получить паспорт, нужно было заполнить графу “национальность”. Мне можно было выбирать: папа – русский, а мама – украинка. Еще тогда я приняла решение: я – украинка.
Лариса долго не могла решиться тоже уехать на мирную территорию насовсем, к маме и дочери. И все же горе ее заставило это сделать. Ей пришлось похоронить родного брата. Защищая свою жену от днровцев, он ввязался в драку. Его сильно избили, после чего из-за множества кровоизлияний и нескольких инсультов врачи не смогли его спасти. Его родная мама из Херсонской области на похороны приехать не смогла, – были сильнейшие обстрелы, да к тому же как раз ввели пропуска. Для Ларисы это стало последней каплей, и она собрала оставшиеся вещи.
А ее мужу пришлось остаться в Докучаевске со своей мамой. Ей почти 84, она инвалид и вывезти ее было невозможно. Да и сам он недавно перенес инсульт.
– Мы с мужем два оптимиста. У нас всегда стакан наполовину полный. Смеемся, что даже его инсульт нам в пользу пришелся. Он сам железнодорожник у меня, машинист. Всю жизнь этим занимался. И когда началась война, он перенес инсульт. Сейчас все его друзья, которые вместе с ним работали, – сидят без дела. А мужа моего как поставили после инвалидности слесарем-хозяюшкой, так он и работает. Он им всюду нужен.
Общаемся с ним по скайпу, телефонной связи в городе нет. У мужа, конечно, и компьютера то нет, он к друзьям бегает. Так и живем.
Устроиться в Першотравневом Ларисе помогли новые знакомые. У родственников особо жить было негде, поэтому они там побыли всего несколько дней. Соседи по улице их бесплатно пустили пожить во времянку.
– Первые дни к нам просто потоком шли люди, которых мы первый раз вообще видели, и все несли продукты: молоко, яйца, мясо, овощи. Много всяких необходимых для жизни вещей, и даже дрова, – вспоминает Лариса.
Село всем очень понравилось, а люди просто замечательные – дружелюбные и приветливые. Проблемы были только с работой, ее там просто не было. Но женщине нужно было как-то кормить свою семью. Она не отказывалась от любых общественных работ – побелить, покрасить, подмести, и просто помочь людям – корову подоить, козу, в огороде управиться.
Когда в прошлом году дочка поступила в ХГУ, Лариса с мамой тоже решили переехать в Херсон, чтобы быть ближе. Да к тому же, в областном центре больше шансов, чем в селе, найти работу, чтобы девочке оплачивать учебу.
А на квартиру переселенцев никто брать не хотел, и тогда Лариса начала звонить по общежитиям. В конце-концов, через риелтора, нашла комнату. Ее мама с дочкой остались в селе, а она как первопроходец, собрала все необходимые вещи и поехала. Раньше переселенка ничего о Херсоне не знала. Знала только, что есть такой город на юге Украины. И первое впечатление – будто в этом городе все только и делают, что пьют кофе, пиво и стригутся. Ведь тут на каждом шагу кофейня, пивная и парикмахерская.
– Риелтор мне сказал ехать на улицу Бучмы, Таврик. Это сейчас я город хорошо знаю, а тогда я была в ужасе. Но кое-как я добралась, очень волновалась. Приезжает риелтор, хозяйка. Завели меня в эту комнатку, а там кроме зеленого коврика и кухонной табуретки больше ничего нет. Туалет 80-х годов и корыто вместо ванной. Но мне было тогда все равно, лишь бы поселиться. Хозяйка тогда еще подумала, что у меня глаза красные от аллергии. А я только с ними попрощалась и расплакалась. Два часа рыдала в полный голос. Сидела на табуретке, смотрела на коврик и думала, неужели я на нем спать буду. Мне было так себя жалко. Но потом взяла себя в руки, и через полтора часа у меня стоял диван, тумбочка под телевизор и пенал кухонный.
В городе, где женщина совершенно никого не знает, через Интернет она нашла объявление о продаже дивана. Люди съезжали с квартиры и в этот же день перевозили мебель. Так Ларисе их же грузчики и завезли, и поставили только купленную мебель. И ночь уже она спала почти со всем комфортом.
Спустя неделю родственники перевезли маму и дочку с вещами. Прожили они там три месяца, а потом хорошая знакомая из Першотравневого предложила комнату в квартире у своей дочери в Херсоне. Теперь все они, дружной компанией, там и живут.
В центре занятости Ларисе предлагали только работу с очень маленьким окладом.
– Я бы пошла даже уборщицей, если бы мне за это хорошо платили. У меня ведь даже своей кастрюли нет, и за жилье и коммуналку нужно платить. И как мне прожить на полторы тысячи? А потом попалось объявление: “Требуется сотрудник в агентство недвижимости. Рассматриваются кандидатуры переселенцев”. Ура! Я позвонила, мы пообщались, и меня сразу взяли. А я и понятия не имела, что это вообще такое. В нашем маленьком городе все друг друга знают, какие там риелторы, в них необходимости нет. Тетка одна лет десять назад открыла агентство. Сняла угол в магазине, стол поставила. Месяц она там посидела и закрылась.
Для меня все новое в этом деле и мне очень интересно. Конечно, пока не все получается, но дочка меня поддерживает. Коллектив очень хороший, основная масса – переселенцы. Оказалось, что наша начальница сама переселенка, родом из Алчевска. Мы все очень сдружились, и я быстро всему научилась. Теперь я знаю, куда какая маршрутка едет, знаю Херсон лучше местных жителей.
Ларисе с семьей пришлось много поездить, прежде чем найти новый дом. И неизвестно, сколько еще переездов придется пережить. Но удача всегда была на их стороне и люди всегда попадались самые добрые.
– Люди в Херсоне очень хорошие и понимающие. Пару месяцев назад у меня сильно заболели зубы. У меня уже давно было плохо с зубами, но я лечение все откладывала “на потом”, а тут война началась. Две ночи не спала, а денег – ни копейки. И я пошла в ближайшую поликлинику прямо к завотделением. Объяснила ситуацию, а она на меня такие глаза: “А кто с вас деньги берет? А ну пошли!”. Так мне все быстро сделали, все полечили и денег даже никто не взял.
А еще зимой дочка попала с воспалением почки; в универе было холодно, застудила. Так нам в больнице и лекарства предоставили, и анализы все сделали. Вот так нас выручили.
Больших планов на будущее Лариса пока не строит. Пока ее дочь учится – будут жить в Херсоне. В семейных разговорах, мечтах, иногда проскальзывает возможность купить дом в Чернобаевке. Но возвращаться в родной Докучаевск семья пока не собирается. Да, наверное, уже никогда туда и не вернутся.
P.S. Юридическую консультацию переселенцы могут получить по адресу: Херсон, ул. Фрунзе, 2, оф. 19. Дни приема: вторник, четверг с 10.00 до 15.00. Предварительная запись по тел. (0552) 49 60 03.
За психологической помощью можно обращаться к отцу Андрею по адресу: г. Херсон, ул. Перекопская, 3, 050-418-10-01.
Публикация подготовлена в рамках проекта “Строим Херсонщину вместе” при поддержке Black Sea Trust и немецкого Фонда Маршалла. Мнения авторов публикаций не обязательно совпадают с точкой зрения Black Sea Trust, немецкого Фонда Маршалла или их партнеров.