Классик советского и российского кинематографа – режиссер, сценарист, Народный артист СССР Эльдар Рязанов, автор народных комедий “Ирония судьбы”, “Карнавальная ночь”, “Служебный роман” скончался 29 ноября в Москве на 89-м году жизни.
Будущий режиссер и сценарист с детства очень любил читать и уже в восьмом классе он не сомневался, что непременно станет писателем.
“Писатель должен знать жизнь – это я усвоил крепко. А я ее совершенно не знал. Мое тогдашнее бытие не представляло интереса – так я считал в то, военное, время… Уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я. И пришел к выводу, что, прежде чем освоить писательское дело, я должен выбрать себе такую профессию, которая дала бы возможность познать жизнь”, – писал в своих мемуарах Рязанов.
В 1955 году Рязанов пришел на студию “Мосфильм”. Первую музыкальную комедию “Карнавальная ночь” с Людмилой Гурченко и Игорем Ильинским в главных ролях Рязанов снял с подачи тогдашнего руководителя “Мосфильма”, выдающегося режиссера Ивана Пырьева. Сам Рязанов, по его признанию, “не имел никакого желания снимать музыкальную комедию”.
Как вспоминал режиссер, худсовет во главе с режиссером Сергеем Юткевичем, посмотрев черновой материал, сочли грядущую комедию “серой, скучной, бездарной и безнадежной”.
“Я не думал об успехе, о фестивалях и рецензиях, я мечтал лишь о том, чтобы меня не погнали с работы и дали когда-нибудь поставить еще одну картину. Мне было не до честолюбия. Передо мной стояла только одна задача – выжить”, – писал Рязанов.
Комедия вышла на экраны 29 декабря 1956 года и имела оглушительный всесоюзный успех. На фильм “Карнавальная ночь” было продано 48,6 миллиона билетов. В одночасье исполнительница главной роли Людмила Гурченко стала звездой.
Вот же уже более полувека фильм неизменно собирает у экранов миллионы зрителей, а песня “Пять минут” фактически стала гимном Нового года.
Комедию “Берегись автомобиля”, которая считается критиками лучшей в творчестве Рязанова, режиссер снял по повести Эмиля Брагинского, напечатанной в журнале “Молодая гвардия в 1964 году. Над киносценарием Рязанов и Брагинский работали вместе.
В роли главного героя Юрия Деточкина Рязанов видел Юрия Никулина, но тот сниматься не смог. Возникла кандидатура Иннокентия Смоктуновского, но актер тоже был занят съемками в Ленинграде. Рязанов готов был ждать, но после съемок Смоктуновский от переутомления заболел и окончательно отказался от роли. На роль Деточкина режиссер пробовал Леонида Куравлева и Олега Ефремова. Ефремов в результате сыграл следователя Подберезовикова. В конце концов, Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, взяв с него расписку.
“Это был беспрецедентный случай – режиссер взял с актера расписку, что он будет сниматься! До сих пор в архиве в папке фильма “Берегись автомобиля” вместе с приказами, сметами и календарными планами лежит расписка, в которой сказано: “Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме “Берегись автомобиля”, – вспоминает режиссер.
Настойчивость Рязанова себя оправдала. Фильм “Берегись автомобиля” стал культовым, а роль Деточкина наряду с Гамлетом – одна из лучших в актерской биографии Смоктуновского. Главного героя “Берегись автомобиля” увековечили на родине Рязанова, в 2012 году в Самаре к 85-летию режиссера был открыт памятник угонщику-альтруисту. По признанию Рязанова, его герой – Деточкин, “честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетенных”. Про него он снимает кино всю жизнь.
К съемкам новогодней комедии “Ирония судьбы…” Рязанов приступил в 1974 году.
“Госкино, и “Мосфильм” не хотели запускать комедию в производство ни в одной серии, ни даже как короткометражку”, – вспоминал Рязанов. А режиссер не хотел сокращать диалоги пьесы, написанной им в соавторстве с Брагинским, дабы не упрощать развитие взаимоотношений героев. Стало ясно, что фильм должен быть двухсерийным, но “делать двухсерийный фильм о любовных похождениях загулявшего доктора – да кому это надо?” Не позволят. Тогда у Рязанова возникла идея сделать фильм телевизионным. И режиссер оказался прав, настояв на своем.
Фильм получил Государственную премию СССР, стал самым популярным в истории советского и российского кино. Женя Лукашин и Надя в исполнении Андрея Мягкова и польской актрисы Барбары Брыльской настолько полюбились зрителям, что вот уже 40 лет без них не обходится ни одно новогоднее застолье на всем советском и постсоветском пространстве.
В 2002 году Эльдар Рязанов становится президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”. Этот пост он занимал до 2007 года. В 2005 году режиссер открыл киноклуб “Эльдар” – “центр отечественной комедии”, по определению самого Рязанова. Параллельно Рязанов продолжает снимать кино. В это период выходят комедия “Ключ от спальни” по одноименному фарсу Жоржа Фейдо, биографическая лента “Андерсен. Жизнь без любви” и “Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя”.
За выдающиеся кинематографические заслуги Эльдар Рязанов награжден двумя орденами Трудового Красного знамени (1969, 1977), Государственной премией СССР (1977), Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1979), орденом “Дружбы народов”, орденами “За заслуги перед Отечеством” II и III степеней (1996, 2008), французскими орденом Почетного легиона и орденом Искусств и литературы.