В Украине лицам с инвалидностью, в том числе и из числа внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), положено санаторно-курортное лечение.
Но не все знают про возможность поехать на отдых и лечение за государственный счет, хотя для этого надо сделать всего несколько шагов. Об этом сегодня, 11 сентября, рассказал эксперт «горячей линии» Общественной организации «Донбасс-SOS» Виталий Святошенко (на фото). Он обобщил свой опыт посещения санаториев, пишет сайт Донецкие новости.
Так, по его словам, чтобы попасть в санаторий, необходимо иметь запись в индивидуальной программе реабилитации о том, что показано санаторно-курортное лечение с указанием конкретных санаторных учреждений. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) составляется раз в 2 года по месту жительства (или регистрации как переселенца) на МСЭК (медико-социальной комиссии). МСЭК заседает по определенному графику. «О себе надо заботиться самому: никто не следит, обновил ты свою программу реабилитации, или нет. Если мне пора, я узнаю, когда заседание, записываюсь, приезжаю, и прохожу комиссию. В ИПР записывается все, что нужно конкретному человеку – трость, коляска, обучение в центре профессиональной реабилитации… Если в программе есть запись, что показано санаторно-курортное лечение, то можно подавать документы в свое управление труда и социальной защиты населения (УТСЗН), в отдел реабилитации и санаторно-курортного лечения (а если лечение требуется из-за последствий трудовой травмы или профессионального заболевания, то – в Фонд социального страхования)», – рассказал Виталий Святошенко.
Полный пакет документов для УТСЗН включает в себя копию:
По словам эксперта, сейчас у человека есть право выбора, когда и в какой санаторий ехать, свои пожелания тоже надо озвучить в УТСЗН. Для каждого профиля – сердечников, легочников и т.д. – длительность путевки своя и санатории свои, их разное количество. «Опытные пациенты знают все варианты, где лучше, где хуже; не везде все хорошо и в плане лечения, и в плане бытовых условий», – отмечает Святошенко.
«Санаторно-курортное лечение полагается проходить каждый год, но я, например, попадаю туда в лучшем случае раз в два года; проблема в недофинансировании путевок моего профиля (думаю, что и для других видов заболеваний тоже финансирование недостаточное). Иногда приходится звонить в УТСЗН несколько месяцев подряд, прежде, чем им поступят деньги – и здесь тоже, конечно, чем больше ты о себе напоминаешь, тем скорее поедешь лечиться. Если финансирование есть, то УТСЗН созванивается с выбранным санаторием, узнает, есть ли места в нужный период. С местами обычно проблем нет, если и приходится подождать, то недолго. Затем УТСЗН заключает трехсторонний договор с санаторием и пациентом об оказании услуг, отправляет гарантийное письмо об оплате, и человек после прохождения лечения подписывает акт о выполненной работе, который вместе с корешками талонов о полученных услугах привозит и сдает в УТСЗН», – разъяснил Святошенко.
Также, он отмечает, что еще надо не забыть перед отъездом в санаторий (но когда уже понятно, что путевка есть) оформить у лечащего врача санаторно-курортную карту, описывающую состояние вашего здоровья (в том числе – и на основании результатов обхода ряда врачей и, если надо, сданных анализов).
Если человек с инвалидностью работает, работодатель не может препятствовать его отъезду, когда наступает время путевки, даже если не прошло 6 месяцев со дня трудоустройства (обычно, только после полугода работы работник получает право на оплачиваемый отпуск) – хоть на следующий день после трудоустройства. Но это не дополнительный отпуск – следующий отпуск по закону может быть только через год. Разумеется, пока сотрудник на лечении, его нельзя сократить или уволить.
Что касается сопровождающих, то, по словам Святошенко, они положены не всем, в путевку включается уход. «Обычно с сопровождающими ездят те, кто оформляет путевки не через УТСЗН, а по "регрессу" через Фонд социального страхования, у них путевки дороже и включено больше возможностей. Остальные, если нуждаются в сопровождении, часто просто договариваются с санаторием: например, берут путевку на одного человека на 35 дней, а едут вдвоем на 17. По закону сопровождающим никаких особенных льгот не положено, предусмотрен только неоплачевыемый отпуск по уходу за лицом с инвалидностью», – разъяснил он.
Виталий Святошенко отмечает, что статус ВПЛ на получение путевки в санаторий и средств реабилитации не влияет. Адресную помощь на время лечения платить не прекращают. «Жители неподконтрольной территории не могут напрямую воспользоваться этой возможностью, не оформившись как переселенец. Но в санаториях нередко можно встретить жителей ОРДЛО*. Срок, за который они могут оформиться, зависит от конкретного УТСЗН: если взять такой, в котором статус ВПЛ делается быстро, то можно узнать день, когда в этом районе заседает МСЭК, с утра, допустим, оформить справку переселенца, потом пройти комиссию – это может занять почти целый день (ИПР пишутся очень долго, да и очереди желающих обычно большие), потом вернуться в собес и уже везти документы и договариваться о санатории по описанной выше схеме. Разумеется, можно попасть в санаторий, минуя все эти бюрократические коридоры, – за свой счет, но это недешево (так, путевка в санаторий спинального профиля на 35 дней стоит 21 тыс. грн бюджетных средств)», – рассказал он.
Также есть негосударственные, коммерческие санатории, но они еще дороже.
«За дополнительной информацией всегда можно обращаться в отдел реабилитации и санаторно-курортного лечения в своем УТСЗН и, конечно, в общественные объединения людей с инвалидностью», – подытожил Виталий Святошенко.
*Сокращения: ОРДЛО – отдельные районы Донецкой и Луганской областей