За прошедшую неделю, в Херсоне создали двадцать пять короткометражных фильмов. Все они участвовали в конкурсе, который проходил в рамках фестиваля «КиноДжем», суть которого – снять игровой фильм за 7 дней.
Напомним, фестиваль стартовал 14 мая. Херсонский «КиноДжем» становится популярным и проводился уже во второй раз. В отличие от прошлого фестиваля, где все участники получали задания одинаковой сложности, в этом году команды поделили на лиги. Для младшей лиги (Junior) задания были немного проще, - они должны были придумать и снять сюжет только в одном жанре кино, для средней лиги (SemiPro) задание усложнили требованием разыграть в рамках фильма драматическую ситуацию, а профессионалам (Pro) досталось самое сложное – совместить в своей работе два разных жанра. К тому же, все команды без исключения были обязаны использовать в сюжете определенный предмет, название которого вытаскивали во время жеребьевки. Это могли быть, например, огрызок от яблока, пробка, йогурт или букет цветов.
Также, в день открытия Первая Херсонская Киношкола (организатор фестиваля) провела ряд мастер-классов. Например, по актерскому мастерству. Любой человек мог прийти и попробовать себя в разных ролях. Их импровизацию записывали на видео, а потом – результаты съемок просматривали все вместе. Участники могли посмотреть на себя «со стороны», посмеяться над своими «ляпами», и вместе с тренером разобрать ошибки. А на следующий день некоторые из них прошли фестивальный кастинг, «Кинопробы», и снялись в одном, или даже нескольких фильмах.
Итоги работ подводили 23 мая в кинотеатре «Мультиплекс». В фестивале участвовала 41 команда, но до финала дошли только 25. Профессиональное жюри, в которое входили как херсонские, так и зарубежные деятели киноиндустрии (арт-критики, режиссеры, клипмейкеры и другие) выбрало по победителю в каждой лиге.
В младшей лиге выиграла команда «2 days later» с фильмом «Ужин с дураком» и получила приз - штатив. Команда снимала в жанре «Мюзикл». Фильм снят в черно-белом цвете, а одним из главных героев был мим.
Призами для остальных номинаций были экшн-камеры (компактное и легкое устройство, позволяющее создавать достаточно качественные видеоролики, делать фотоснимки).
В средней лиге выиграла команда «Ни ФИО себе!» с фильмом «Утомленные ЖЭКом». В которой показана нелегкая жизнь «индийской» женщины. У нее сломана нога, но она продолжает делать все по хозяйству и бороться с трудностями жизни в нашей стране. Живя на 9-м этаже ей приходится спускаться на улицу, что бы выкинуть мусор, а лифт не работает уже который раз, но она не унывает, продолжает радоваться жизни и петь индийские песни. Как можно догадаться их команде также достался жанр «Мюзикл», а игровым предметом был мусорный пакет. Фильм получился смешным, необычным и запоминающимся.
Ну и в профессиональной лиге победила команда «проект «Летающий цветок» из Великой Александровки с фильмом «Бабкомат». Ребята очень удачно совместили такие два жанра как «фильм, основанный на реальных событиях» и «триллер». История очень актуальная в наше время: почтальонша приносит бабушке пенсию, но вместо денег вручает карточку, вкратце объясняет, как ею пользоваться и уходит, оставляя бабушку один на один с банкоматом. И далее мы видим напряженную борьбу бабушки с современными технологиями, в которой она все же выходит победительницей.
Приз зрительского голосования получила команда «Трое на съемках, не считая Вагана» за фильм «На дне», набрав 30 голосов. Их фильм в жанре экшн (драматический боевик) зацепил зрителей веселым и продуманным сюжетом про двух ребят, которые незаконным путем решили заработать денег. Но им препятствует местный авторитет - «Мамка» и в итоге парни остаются ни с чем.
Организаторы отметили еще ряд команд, назвав это «Выбором киношколы». Награды в виде дипломов и футболок с логотипом «КиноДжема» получили 7 команд. Также Киношкола наградила начинающих актеров, маму и дочь, Елену и Юлию Нудьгу, которые сыграли сразу в нескольких фильмах. И актера Херсонского Академического музыкально-драматического театра Николая Степаненко за постоянную поддержку херсонского кинематографа.
А еще, одним из самых ожидаемых и запоминающихся событий «КиноДжема» была творческая встреча с Георгием Делиевым. Многие херсонцы помнят его по «нашумевшему» юмористическому сериалу «Маски-шоу» в стиле немого кино. Но эта работа – только один из эпизодов творчества этого удивительного украинского режиссёра, актёра, музыканта, художника и просто замечательного человека.
На встрече Георгий рассказал о своем опыте работы в кино и театре, также показали некоторые клипы, театральные выступления и отрывки из фильмов, о которых он рассказал много неизвестных фактов и смешных историй.
Например, в фильме «Семь дней с русской красавицей» есть эпизод, который снят на крейсере «Аврора». После этого на крейсере снимать фильмы никому не разрешали.
Чтобы получить разрешение на съемки, надо было заручиться согласием директора музея и адмиралтейства Балтийского моря. Ведь «Аврора» - не просто дом-музей, но еще и военный корабль. Директор, в общем-то, был не против. Главное, нужно было «убедить» адмирала. Георгий, понимая прекрасно, что оригинальный сценарий показывать категорически нельзя – его просто «не пропустят», написал 4 страницы совершенно другого сюжета. И – получил разрешение. Но когда фильм вышел на экраны, разгорелся скандал. Дело в том, что в сюжете к костюму героя привязывают трос, и когда он дергает за него, переключается рычаг на корабле. И сразу после этого на экране идут фрагменты кинохроники с выстрелом, которым был дан сигнал к штурму Зимнего дворца во время Октябрьской революции, далее - огонь, бегущее люди, паника… А затем - один из героев фильма говорит: «Опять скажут, что во всем виноваты евреи», берет пульт и все исторические кадры отматываются к началу, а «Маски» веселые сходят с корабля.
Во времена СССР такое «вопиющее кощунство» было недопустимо, поэтому киношникам вход на «Аврору» стал запрещен.
Так что, на знаменитом крейсере за всю его историю было снято только два фильма. «Октябрь» Сергея Эйзенштейна – к десятилетию социалистической революции. И – «Семь дней с русской красавицей». Еще этот фильм побил все рекорды по количеству трюков. Критики, исследовавшие картину, отметили, что в ней были показаны все жанры трюкового кино, использованы все виды оружия и взрывов. При этом очень часто актеры играли сами, без каскадеров и все снималось «живьем», ведь тогда еще не было компьютеров, с помощью которых можно было бы смоделировать какие-то эпизоды. Зато после этого, по словам Георгия, снимать трюки в «Маски-шоу» было «как щелкать семечки».
Сейчас режиссер собирает деньги на создание полнометражного фильма «Одесский подкидыш» по пьесе Георгия Голубенко. Он трижды подавал заявку на государственное финансирование, но заявку не поддержали. А в кинокомпании, которые могут профинансировать фильм, Георгий уже не верит: с ними тяжело говорить, да и не хочется доказывать, что способен на что-то.
- Я уже снял за свой счет несколько короткометражным фильмов («Рокер», «Расстрел»), - говорит Георгий, - У меня уже нет каких-то творческих амбиций, просто хочется снять хорошее кино.
И в заключение встречи, Георгий Делиев посоветовал начинающим режиссерам не бояться провала:
- Вы ничем не рискуете, вы снимаете потому, что вам это нравится. И потом, когда найдется зритель, который оценит ваш труд, вы будете счастливы. Ну а если фильм провалиться, вы же не минер, который если ошибся, то всё. Кино – это искусство. Вас никто не накажет, не забросает тухлыми яйцами, как это было раньше. Нужно, во-первых, доверять своему сердцу, слушать себя, но принимать во внимание советы других. А во-вторых, быть открытым ко всему новому, учится, совершенствоваться. И заниматься любимым делом.
P.S. Первая Херсонская Киношкола формирует проект киноальманаха с названием «Странная любовь». Снять фильм может любой желающий, но попадут в альманах только самые лучшее и качественные работы. За деталями можно обратиться к организаторам: https://vk.com/filmschoolnumberone