Все же главная мысль такова: лучший срез – отсутствие среза. То, чего не должно быть, должно исчезнуть, едва успев нарисоваться. Формировка молодого деревца требует всего пяти минут, но – каждые две-три недели.
И все же нам, как правило, некогда, и мы творим с деревьями всякие чудеса. Сначала не-сколько лет боимся трогать, а потом берем пилу и смахиваем половину плодовой древесины. Я решил перечислить самые главные, привычные и распространенные ошибки в обрезке. Именно они приводят к потере урожая и заражению деревьев трутовиком.
1. Никогда не думайте, что после обрезки можно забыть о деревьях на год или два. Не существует исправительной обрезки, после которой не росли бы сильные волчковые побеги. Они растут и тогда, когда ветки просто пригибаются. Дерево, годами не получавшее воспитания, требует, чтобы ему регулярно, по крайней мере раз в месяц, сообщали, чего от него хотят. Иначе оно обязательно зарастает волчками.
2. Никогда не укорачивайте верхушек молодых деревьев. Даже если дерево стоит в одиночестве посреди поля, срезанная верхушка вызовет не столько рост боковых веток, сколько усиленный рост вверх новых побегов из среза. А на даче, в условиях гонки за свет, и подавно.
Укорачивая верхушки, вы только размножаете их: вместо одной вырастает три-четыре – та-кого же роста, также вверх. Такое “усекновение голов” лишь усиливает вертикальный рост. Боковые ветки при этом не усиливаются, а наоборот, ослабляются.
Если вы хотите усилить периметр кроны, нужно не давать расти ничему вместо срезанного лидера. Но гораздо эффективнее –превращать лидеры в плодовые ветки гнутьем.
3. Никогда не оставляйте пеньков и торчащих обрезков. Дерево должно иметь возможность затянуть рану собственной корой. Для этого вокруг ранки камбий образует коровый валик. Даже если рана слишком велика и никогда не затянется, валик служит гарантией того, что кора не начнет гнить и разрушаться.
Пенек – тройная беда.
Во-первых, вокруг него почти всегда начинает разрушаться кора. Сначала она гибнет на самом пеньке. Дальше микробы и насекомые, селящиеся под ней, быстро расширяют мертвую зону, захватывая часть сука или ствола. Через два-три года кольцо мертвой коры смыкается, и тогда весь сук гибнет.
Почти всегда, обнаружив большое пятно мертвой коры, в середине вы найдете причину “ган-грены”: маленький сухой пенечек. Поэтому любую ветку срезайте почти вплотную к стволу и обязательно острым инструментом. Такой срез и называется “на кольцо”.
Во-вторых, пенек – это вечная дырка. Он гниет и прекрасно впитывает воду. Срезав любой старый пенек, вы обнаружите коричневую гниль: это и есть грибница.
В-третьих, пенек, особенно от лидеров и сильных веток, превращается в источник паразитических волчковых побегов. Увидев их, когда они, как это принято, уже вымахали метра на полтора, заботливый хозяин берет сучкорез на длинном черенке: не лезть же на дерево.
А сучкорез – это инструмент, предназначенный специально для создания пеньков. Каждый пенечек снова превращается в пучок побегов, а каждый побег с помощью сучкореза – опять в пенек. Так продолжается несколько лет.
В результате там, где должно было смыкаться кольцо корового валика, возникает чудесное творение человеческих рук – язвенный нарост, топорщащийся мелкими побегами, или “ежик”. Отпиленный и повешенный на стенку, он отлично украсит дачу, но дереву приносит вред: по сути, это пучок гниющих дырок.
Что такое точный срез? Это когда и пенька нет, и площадь раны минимальна. Обычно он перпендикулярен ветке, которую отпиливают. Или почти перпендикулярен. А чтобы не задирать кору, сначала нужно подрезать с внешней стороны.
4. Не нужно замазывать свежий, сырой срез. Вы не станете красить мокрую раму. Почему?
Во-первых, краска быстро отвалится.
Во-вторых, под слоем краски дерево не сохнет и гниет гораздо быстрее. То же и со срезами. Как часто, снимая старую корку вара, я обнаруживаю под ней мокрую, замечательно гниющую ямку! Мы и тут умудрились заменить результат ритуалом.
Составы для пропитки срезов (сейчас – садовый вар) ввели в практику лесоводы: им важно сохранить качество древесины. До середины прошлого века и они обходились без этого, делая гладкие срезы острым инструментом.
Но срезы, оставленные острым секатором, прекрасно заживают сами. Срезы от острой пилы достаточно гладки, чтобы быстро сохнуть после дождя, и валик образуется без особых проблем. Лучше такие срезы не мазать ничем.
Но если уж вы хотите перестраховаться, высушите срез и дождитесь всех трещин (летом это – месяц), а потом хорошенько залейте густой масляной краской. Пусть она затечет в трещины и пропитает срез сверху.
Но учтите: как только краска начнет трескаться, вам придется “ремонтировать” ее: несохнущая влага под краской гораздо вреднее открытой раны, которая регулярно высыхает и проветривается оставаясь свободной от гнилей.
5. Не работайте тупым и плохим инструментом.