Херсонский художественный музей им. Алексея Шовкуненко 17 декабря в очередной раз порадовал выставкой – камерной и лаконичной, с небольшим количеством экспонатов, но необыкновенной – очень доброй, сказочной, фантазийной, фееричной.
Называется выставка “Волшебный мир Юлии Балуды”, а экспонатами ее стали куклы и эскизы к ним. Тема детская, волшебная – как раз для новогодних и рождественских праздников (кстати, экспозиция приурочена ко дню Святого Николая).
Только куклами этими не поиграешь – хрупкая интерьерная авторская кукла для рук любознательного ребенка никак не предназначена, но для глаз и воображения – то что надо. Взрослым самое время вспомнить о своем детстве, о сказочном мире фей и эльфов, а детям – удивляться и погружаться в мир волшебства.
Все эти сказочные существа необычны и оригинальны – даже сами кукольники этот факт признают (а уж они-то по части полета фантазии люди искушенные). Но авторский почерк, который делает произведения Юлии Балуды самобытными и узнаваемыми, отметит даже неспециалист.
Художница уже демонстрировала свои необыкновенные работы на украинских и международных выставках, ее куклы есть в частных коллекциях в Украине, Германии, Чехии. А вот персональная выставка состоялась впервые. Оказывается, Юлия с детства мечтала о выставке именно в музее... Недаром говорят, что под Новый год и чудеса происходят, и мечты сбываются.
– Юля, откуда у Вас увлечение куклами?
– Я 9 лет проучилась, изучала и живопись, и графику, и рисунок, и скульптуру, накопила знания и захотела применить все, синтезировать. Именно куклы открыли мне такую возможность – они не ограничивают мою фантазию. А еще я очень люблю миниатюры. Когда училась, то не любила рисовать масляными красками, а сейчас просто не представляю своей жизни без них. Так что именно в куклах я в полной мере нашла выражение себя: и скульптуру могу создать, и вышить могу бисером, и расписать. В итоге получается не скульптура и не живопись – это объемные иллюстрации для книжек.
– Какие персонажи детских сказок Вас вдохновили?
– Сказки я придумываю сама – для ребенка. Есть сказки про лесных духов – к каждому грибочку, к каждому цветочку привязан свой дух, свой эльф. Есть кукла с мухомором, с улиткой, с жуком. Самому придумывать сказочные истории очень интересно. А если говорить об известных сказках, меня вдохновила рождественская история “Щелкунчика” – и появилась кукла “Клара”, героиня этой сказки, я ее делала в подарок очень дорогому мне человеку. Есть и необычная Снежная Королева. Правда, ней каждый видит свое: кто Снежную Королеву, кто Снежную Принцессу, кто просто Зиму.
– Что появляется раньше – сказка или кукла?
– Конечно, сказка. Сначала рождается история. Каждый персонаж я в голове вынашиваю недели две – кто он такой, чем питается, чем живет, какое волшебство несет в себе. Потом рисую эскизы в карандаше. Эскизы у меня накопились, я собрала их для выставки – и мне захотелось сделать их цветными и представить как отдельные работы.
– Ваша первая кукла...
– Она называется “Старая карусель”. Я ее сделала в 2011 году специально для международного конкурса кукол в Праге. Ехала туда прежде всего с целью посмотреть, как и что делают другие, и очень переживала, как примут мою работу, как оценят. А когда моя кукла заняла третье место в категории “Куклы из твердых материалов”, я была в восторге. Из этих материалов очень сложно делать мелкие детали, думаю, это и оценили.
– Кстати, из каких материалов сделаны куклы?
– В основном – паперклей, это самозатвердевающая полимерная глина на основе волокон целлюлозы. Он похож на бумажное папье-маше, но имеет очень-очень мелкую структуру. Паперклей разработан специально для кукольников, он застывает на воздухе, и мне нравится его расписывать – он такой бархатный, похож на бумагу. Использую и традиционное папье-маше, но только как основу. Потом я все равно применяю паперклей, потому что он позволяет проработать детали боле тонко.
– В какой момент приходит понимание, что кукла готова?
– Когда я смотрю на нее и вижу, что больше не хочу ничего ни добавить, ни убрать. Если мне что-то не нравится – я сяду и переделаю.
– Сколько времени уходит на одну куклу?
– 1-2 месяца. Это обусловлено технологией. Материал сохнет долго. Тот же паперклей нужно наносить слоями, чтобы не потрескался.
– Ваши куклы не игровые – но у дочери, наверное, возникает желание их потрогать, поиграть с ними?
– Она знает, что этими куклами не играют. Подходит и спрашивает: “Мама, можно погладить?” – “Конечно можно”. – “Ой, мама, как красиво!” Когда к выставке готовилась, она ужиком вилась возле кукол. Но никогда ничего не трогала, не ломала.
– Сравнивает мамины куклы с теми, которыми играет?
– Моя дочка играет с машинками, поэтому сравнений пока нет. Но у нее появилась любимица — “Снежная Королева”, она в нее просто влюбилась. Это единственная моя большая кукла, единственная, с которой можно поиграть, у которой ручки-ножки двигаются, это первая кукла, к которой дочка проявила интерес как к кукле, проснулось желание с ней поиграть. В принципе, “Снежную Королеву” я и делала для нее. Когда кукла была еще в рабочем состоянии, без росписи, ребенок ею загорелся. Я поняла, что есть фанат, мой главный фанат. Она уже понимает, что это красиво, она уже знает, как это все делается, сидит со мной и лепит. Я ей рассказываю сказку – и тут же вместе делаем куклу. Так ребенок пришел в сказку.
– Есть планы освоить что-то новенькое?
– Конечно! Хочу попробовать и ковку, и стекло, и резьбу по дереву, и фарфор.
– А под Новый год и Рождество...
– ...хочется пожелать, чтобы и взрослые, и дети нашли в себе сказку. Информационные технологии — это хорошо, но есть еще и мир фантазии и сказки, о котором взрослые начинают забывать. В сказке нуждаются все, сказки делают нас добрее друг к другу. Развивайте это в детях и не потеряйте в себе. Верьте в себя, верьте в своих деток, верьте в то, что вы делаете. Сделанное с любовью приносит радость.
P.S. В веренице наступающих праздников не пропустите эту удивительную экспозицию. “Волшебный мир Юлии Балуды” поселился в музее до февраля.