Підтримати нас

Как моряки оказались на мели

Vgoru
Автор статті
12 лютого 2019 10:04
924
Поширити:

Украинские моряки не смогут зарабатывать на иностранных фрахтах. Из-за действий властей страна рискует потерять порядка $2 млрд

Десятки тысяч украинских моряков, зарабатывающих на иностранных фрахтах,  останутся без работы. Они не смогут сдать регулярные квалификационные экзамены. Уровню новых украинских тестов не соответствуют даже опытные морские офицеры с многолетним стажем, которым иностранные работодатели доверяют нефтяные танкеры и газовозы.

Тесты, по утверждению бывалых капитанов, оперируют терминами едва ли не эпохи парусного флота, а инспекторы часто  не имеют никакого отношения к мореходству. Эксперты указывают, что нормативы здесь не при чем, а всему виной борьба «морских властей» за передел финансовых потоков в отрасли. В результате этой псевдореформы под угрозой оказалось не только благосостояние тысяч украинских семей, но и поток на миллиарды долларов, который моряки ежегодно завозят в страну, а золотой дождь заробитчанских денег может сократиться на 20%.

Профнепригодны

Свою квалификацию украинским морякам необходимо подтверждать раз в 5 лет. Это можно сделать в Одессе, Измаиле, Мариуполе, Херсоне и Киеве, где находятся государственные квалификационные комиссии (ГКК), выдающие рабочие дипломы. Также надо предоставить набор сертификатов, соответствующий должности моряка. Процедура   весьма сомнительная, так как международное право такого требования не выдвигает, это исключительно отечественная новация.

На украинские новации еще полбеды. С августа прошлого года пройти несложную для бывалых моряков процедуру стало  невозможно. Моряков вынуждают для подтверждения квалификации ездить в Одессу, где они выясняют, что профнепригодны. Даже опытные капитаны   с непрерывным стажем проваливают «детские» экзамены. И чтобы поднять образовательный уровень, им рекомендуют пройти обучение в учебно-тренажерном центре. При этом, по словам моряков, несмотря на то, что в стране существует свыше 30 центров, одесская ГКК принимает сертификаты, выданные только «своими» – тремя одесскими центрами.

«Получить квалификацию стало проблемой – формально сертификаты, выданные не в Одессе действительны, и к экзамену допускают, но сдать его практически нереально даже за взятку. Квалификацию можно подтвердить только в случае, если сертификаты выданы в этих трех одесских центрах», – рассказал моряк по имени Сергей.

Но если в прошлом году стоимость «одесского» сертификата была относительно невысока – 800 грн., то с 1 января стоимость услуг в этих центрах выросла сразу в 5 раз – до 4 тыс. грн., что вызвало возмущение среди моряков. При этом ежегодно морские учебные заведения Украины выпускают порядка 9-10 тыс. курсантов, от которых также требуют сертификаты для получения рабочего диплома. И им практически сразу необходимо выложить круглую сумму, несмотря на только что законченный курс обучения. Таких денег у юных гардемаринов просто нет.

Новая метла

Начало формы

Упавшие на моряков проблемы связывают с реформой управления морской отрасли, затеянной Мининфраструктуры. Инспекцию по дипломированию вывели из подчинения АМПУ и перевели под новый контрольный орган – Морскую администрацию. Она и начала масштабную чистку инспекторов, и с августа позакрывала все филиалы, кроме одесского. Эксперты же объясняют это  борьбой за приличные финансовые потоки.

«Украина одна из ведущих морских держав с точки зрения поставки моряков на мировой рынок. Но если Филлипины и прочие страны специализируются на рядовом составе, то Украина предоставляет контингент высококвалифицированных кадров – офицеров и старших офицеров. По разным оценкам, от 100 до 200 тыс. украинских моряков работают на зарубежных фрахтах легально или нелегально. Поэтому выдача документов различными крюинговыми агентствами у нас поставлена на широкую ногу. Это жирный рынок, ведь нужно постоянно оформлять паспорта моряков, подтверждать квалификацию, проходить тренажеры и т.д. В связи с созданием Морской администрации и пытаются под новую структуру переделать все старые схемы, кто будет выдавать документы», – пояснил   эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.

«Морские заробитчане»

Численность «морских заробитчан» известна только примерно, но даже по самым скромным оценкам они ежегодно ввозят в страну около $2 млрд. От общего объема «заробитчанских» денег, которых НБУ насчитал в прошлом году аж $11 млрд, это составляет до 20%. При этом украинские моряки, как правило,  высококвалифицированные специалисты. Морские офицеры с таким уровнем, считают эксперты, вполне могут позволить себе легализоваться за рубежом, а не унижаться на родине.

«Из украинских моряков за границей процент офицеров выше, чем матросов, так как наш командный состав котируется больше, чем зарабатывающие $800-1500 матросы и мотористы, у которых есть языковая проблема и зарплата. Зарплата офицеров на малых старых судах может начинаться от $3 тыс., на новых судах – $8-10 тыс. А на газовозах, химовозах, танкерах зарплата капитана $12-15 тыс. и даже выше», - рассказал  директор Ассоциации «Украинский морской союз» Игорь Сибрин.

В ответ на запрос UBR.ua в «Инспекции по подготовке и дипломированию моряков» подтвердили, что неодесские филиалы действительно были закрыты «по причине жалоб моряков», неудовлетворенных работой местных инспекторов. Массовые сокращения сотрудников и привели к закрытию местных отделений. При этом в ведомстве уверяют, что уже открыли филиал в Херсоне (но только в формате выездной комиссии), а в течение месяца возобновят работу еще два филиала – в Измаиле и Мариуполе. Но пострадавшие моряки не особо в это верят – ведь представительства закрыты уже полгода, с августа, и особых подвижек в этом вопросе до сих пор нет.

По материалам UBR.ua.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ