Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Как кукуруза переселенца выручила

Vgoru
Автор
Поширити:
30 травня 2016 11:06
1,229

Юлия Пушина — инженер-металлург, работала на Харцизском трубном заводе в отделе качества. На жизнь не жаловалась, строила планы на будущее и не сомневалась, что они осуществимы. И наверняка все сбылось бы.

Если б не жуткие события лета 2014 года, перечеркнувшие планы и радикально изменившие жизнь более чем четырех миллионов человек. Из них более миллиона и сейчас живут за пределами Донецкой и Луганской областей. Стала одним из таких вынужденных переселенцев и Юлия.

Почему оказалась именно в Херсоне, городе – не самом популярном среди переселенцев, в отличие от, например, Харькова или Мариуполя? Знакомые помогли перебраться, когда на родине стало совсем “жарко”. Первые два месяца жила вместе с родителями, потом, когда прошла самая горячая пора, они приняли решение вернуться домой.

“Моя мама – воспитатель в детском саду, отец – водитель, сейчас работает таксистом. То есть, у них есть возможность заработать на жизнь и при нынешней ситуации в Харцизске. Мне же там идти некуда. Трубный завод, которые был одним из ведущих в Украине и на территории бывшего СССР предприятий в этой сфере, не работает. Кстати, как и большинство предприятий в городе. В Херсоне живет моя землячка. Недавно она ездила в Харцизск в гости к родственникам. Вернулась в подавленном состоянии под впечатлением от увиденного на Донбассе”, – рассказывает Юлия.

На оккупированную часть Донбасса вернулись девяностые, когда среди рядовых граждан одними из самых обеспеченных были пенсионеры, работники бюджетной сферы и люди, имевшие дело с “живыми”  деньгами, в том числе и автоперевозчики.

В Херсоне для инженера-металлурга вакансий, разумеется, не нашлось. Первое время Юлия жила на имевшиеся у нее небольшие сбережения, пыталась найти работу через центр занятости. Трудоустроилась социальным работником в Херсонский городской гуманитарный центр по работе с внутренне перемещенными лицами.

А осенью прошлого года узнала о реализуемой при поддержке Международной организации миграции (МОМ) программе поддержки вынужденных переселенцев. И решила открыть собственное дело:
“Два года назад, будучи в Киеве, я увидела, как в одном из продуктовых киосков продавали свежесваренную кукурузу. Купила, попробовала. Очень понравилось. Даже удивилась, почему в других городах, где доводилось бывать, не встречала такого. А когда появилась возможность открыть собственное дело в Херсоне, вспомнила об этом. Изучила технологию. Написала проект, защитила его. Получила грант на приобретение оборудования. И с восьмого апреля работаю” .

Полученных денег и своих сбережений хватило на аренду небольшого ларька на улице Железнодорожной. Ассортимент пока невелик: вареная кукуруза, немного кондитерских изделий, чай, кофе. Но дело движется, есть постоянные покупатели. И пока нет конкурентов:

“Такую кукурузу, как у меня, в Херсоне не продает никто. Что касается остального ассортимента, тут уж право выбора – за покупателем. Во всяком случае, я прекрасно понимаю, что работаю здесь не одна, и уважительно отношусь к своим соседям по торговым точкам, никого не оговариваю. Просто сама стараюсь работать как можно лучше”.

Причем, отсутствие конкурентов стало не только преимуществом, но и... проблемой. Женщина долго не могла найти поставщика кукурузы нужного сорта и подходящего качества. На аграрной Херсонщине такого, увы, не нашлось, как ни искала. Ближайшим предприятием, предложившим требуемый товар, оказалась фирма из... Одессы. С ней сейчас и сотрудничает. 

И другим переселенцам хочу посоветовать не сидеть сложа руки, ожидая, что кто-то предложит и кто-то даст. Нужно использовать любую возможность...

Юлия планирует развивать свое дело: например, хочет добавить к ассортименту холодные напитки, пользующиеся большим спросом летом:

“С удовольствием поучаствовала бы еще в каком-либо проекте, где можно было бы получить деньги на развитие бизнеса. Кредит я не могу получить, так как у банков переселенцы – в “черном списке”, как известно. Да и если б могла, не решилась бы при нынешней ситуации в стране. А вот помощь донорских организаций – наилучший вариант” .   

А вот на кого Юлия Пушина совсем не надеется, так это на государство:

“Работая в гуманитарном центре, я постоянно была в недоумении от того, что многие переселенцы жили в постоянной уверенности в том, что государство что-то им должно. В принципе, они правы. Должно, по большому-то счету. Но удастся ли чего-то добиться? На мой взгляд, нет. Если люди сами не начнут решать свои проблемы, никто за них этого не сделает. Это же понятно даже по истории с выплатой адресной помощи с глупой нормой, согласно которой переселенец навсегда теряет право на эту помощь, если он официально не трудоустроился в течение первых четыре месяцев с начала ее получения. Даже если на пятый месяц он нашел работу с официальным оформлением. Кстати, я именно по этой причине помощи не получаю. Да и размер помощи – просто смешной – 440 гривень для трудоспособного человека. Предполагается, что эти деньги люди должны тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг. При нынешних тарифах!” .

Как и большинство переселенцев, Юлия арендует жилье. Арендует официально, по договору найма. Потому в октябре прошлого года решила оформить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Оформила. Документы, подтверждающие назначение помощи от государства, получила... 23 мая:

“Я просто в шоке от того, что этот процесс длился почти семь месяцев. Кстати, в середине марта я получила письмо из управления социальной защиты по месту жительства о том, что неправильно оформлена одна из справок. Понимаете, письмо! При том, что живем мы в век мобильной связи и интернета, когда при желании с человеком можно связаться мгновенно. Да и чиновники знали, что я – переселенец, и потому никакой бумажной переписки не веду, с родственниками, друзьями и знакомыми общаюсь по телефону и с помощью интернета. Так “эффективно”  работают наши государственные институты” .

И все же, несмотря на то, что приходится решать множество проблем, Юлия Пушина настроена оптимистично:

“Намерена развивать свое дело, обустраиваться и обживаться на Херсонщине. Надеюсь, в будущем уговорю родителей переехать ко мне: все-таки они немолоды, очень переживаю за них, и хотелось бы, чтоб семья жила в одном месте. Да и ситуация на неподконтрольной Украине части Донбасса – удручающая, и перспективы – сомнительные, мягко говоря. Конечно, и здесь мне нелегко. Работать приходится много. Доходы пока – очень небольшие. И что касается моих личных расходов, то денег хватает только на самое необходимое. Но я прекрасно понимаю, что главное – не опускать руки и не ждать милости от кого-то со стороны. И другим переселенцам хочу посоветовать не сидеть, сложа руки, ожидая, что кто-то предложит и кто-то даст. Нужно использовать любую предоставившуюся возможность, не бояться работать, проявлять инициативу. По-другому просто не получится” .

P.S. Юридическую консультацию переселенцы могут получить по адресу: Херсон, ул. Фрунзе, 2, оф. 19. Дни приема: вторник, четверг с 10.00 до 15.00. Предварительная запись по тел. (0552) 49 60 03.

За психологической помощью можно обращаться к отцу Андрею по адресу: г. Херсон, ул. Перекопская, 3, 050-418-10-01.

Публикация подготовлена в рамках проекта “Строим Херсонщину вместе”  при поддержке Black Sea Trust и немецкого Фонда Маршалла. Мнения авторов публикаций не обязательно совпадают с точкой зрения Black Sea Trust, немецкого Фонда Маршалла или их партнеров.

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів