Впервые плейбэк-театр я увидела в начале 2000-х в Будапеште. Тогда это показалось чудом: зрители из зала рассказывали свои истории, а актёры тут же импровизировали на заданную тему и отыгрывали эти ситуации.
В результате зритель получал возможность ещё раз пережить то, что его волнует, посмотреть на ситуацию со стороны – и «отпустить», освободиться от стресса. Удивительным было то, что театр нам представили как аматорский, но актёры работали и взаимодействовали настолько слажено, что казалось, что они не просто профессионалы – они единый организм, частью которого на время представления становятся и зрители. Это очень редкое чувство – эмоциональное единение с людьми на сцене и в зале. И это совсем не то, что единение в очереди в кассу или народные гулянья. Это ощущение глубокой и искренней эмпатии, на которую мы в жизни уже почти не способны.
Такие переживания не забываются, и когда я узнала, что в Херсоне появился свой плейбэк-театр – сразу побежала. Конечно, были и опасения: а вдруг будет хуже, а вдруг исказили идею до неузнаваемости? К тому же, это был рождественский вечер 25 декабря, и так хотелось чуда! Хотелось, чтобы в Херсоне появился такой театр, и чтобы он оказался настоящим.
«12 месяцев: истории уходящего года» - так назвал своё выступление плейбэк-театр «Suncity». Ведущая действительно просила зрителей поделиться тем, что с ними случилось в 2018 году. Истории из зала были разные, кто-то рассказывал про поход в АТБ или прогулку с дочкой в лунную ночь, а один парень даже рассказал свой сон. И каждый раз ведущая после истории ударяла в бубен и говорила, в какой форме мы сейчас увидим рассказанную историю – и начиналось чудо. Четыре девушки-актрисы, до этого внимательно слушавшие, выстраивали живые скульптуры и композиции, работали в парах по принципу эха, использовали пластику, голос, метафоры – словом, показали нам довольно богатый арсенал плейбек-театра. Это был настоящий театр импровизации – они всё делали не договариваясь, но при этом чувствуя и поддерживая друг друга.
Пока в театре только один парень, он же музыкант – Олег Робко. Он очень аккуратно и чутко аккомпанировал на гитаре, создавая атмосферу и ритм каждой истории. А на сцене – одни девушки. Поэтому я решилась на небольшую провокацию и рассказала, как в 5 утра в качестве понятой наблюдала за обыском у своих странных соседей. В этой истории было 5 мужских персонажей – два оперуполномоченных, их начальник, мой муж и наш сосед, у которого кроме портрета Ататюрка в семейном альбоме ничего подозрительного не нашли. Как девушки это покажут? Они выкрутились – ведущая ударила в бубен и сказала, что эту историю мы услышим в форме поэзии за 3 минуты. И действительно, девушки за 3 минуты написали стихотворения, которые показали мою ситуацию под разными углами зрения. Мне понравилось.
Руководитель и создатель плейбэк-театра Ольга Прибыльская поделилась, что хотела этого давно, искала где бы научиться – и нашла коллег в Днепре, туда и ездит перенимать опыт. Но пока все учатся, уже хочется что-то делать. Поэтому, несмотря на шероховатости, уже решили выходить на публику. И правильно! Без зрителя плейбэк-театра не существует, тут он не просто зритель – он полноправный участник действа. Ведь само название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» («Мы играем ваши истории, возвращая их вам»), которой первые плейбэк-актёры описывали идею своего театра.
Ольга Прибыльская (слева) с автором статьи.
Пару слов о тех «первых». Плейбек-театр как форма театра импровизации зародился в 1975 году в городе Нью-Палц, это130 км от Нью-Йорка. У его основателей Джонатана Фокса и Джо Салас был опыт исследований в области театра в Гарварде, опыт драматургов и актёров, знания психодрамы, и даже профессорские звания. А ещё – опыт работы волонтёрами: Джонатан был волонтером Корпуса мира в Непале, Джо Салас — в Малайзии. Поэтому первая группа плейбэк-театра выступала и в школах, и в тюрьмах, для пожилых людей, на конференциях и фестивалях – словом, везде, вдохновляя людей делиться историями вне зависимости от их социального положения, вероисповедания, расы, пола и т. д. Это была действительно новая форма театра, соединяющая структуру и импровизацию, развлечение и общие моральные ценности.
Сейчас плейбек-театр существует более чем в 60 странах мира на 6 континентах. А теперь он есть и в Херсоне.