Чьи интересы защищает Голопристанская райгосадминистрация. Единственный выживший в Украине, уникальный соляной промысел, государственное предприятие Геройское опытно-промышленное предприятие (ГП “ГОПП”) снова пытаются обанкротить.
Напомним, уникальный промысел в селе ведется с 14 столетия. Здесь минерал не добывают, а выращивают в специальных озерах. И это совсем не та соль, которую копают в шахтах. И процесс добычи совершенно другой, и состав ее, и качество. Как объясняют геройские солевары, в каменной, поваренной соли, очень много примесей, тяжелых металлов, у нее другая кристаллическая решетка. Это, действительно, “белая смерть”. А морская – чистая и “живая”. Состав ее близок к составу человеческой крови, в ней содержатся все нужные нам микроэлементы. Она лучше усваивается и лучше выводится из организма. Поэтому во всем мире все уже предпочитают употреблять не горную, а именно морскую соль.
На территории Украины было всего три предприятия, выращивавших морскую соль: в Саках, в Геническе и Геройском Голопристанского района. Саки вместе с Крымом оккупировали россияне. Солезавод в Геническе – банкрот. То есть, фактически, в Украине остался единственный завод по добыче уникальной морской соли, в Геройском.
Когда-то здесь ее выращивали в 25 озерах. Но в последние годы использовали только пять. Остальные (а это, без малого, территория в 130 га) были отданы при содействии предыдущего руководства предприятия и районной администрацией в аренду некоему ООО “Агропроминвест” при условии, что будет сделана реконструкция озер и будет выращиваться соль.
Остальные (без малого 130 га) были отданы предыдущим руководством предприятия и райадминистрацией в аренду частнику, при условии, что будет сделана реконструкция озер и будет выращиваться соль. Однако вместо этого там разводили мотыль и артемию (ценный корм для рыб) и все больше разрушали дно. Председатель Геройского сельсовета Любовь Богдан и солевары с этим боролись (караулили на берегах и вызывали милицию, если видели “мотыльщиков”), пытались вернуть озера сольпрому, но у руководства предприятия были другие планы. А в конце прошлого лета солевары пожаловались, что директор пообещал повысить им зарплату, потому что нашелся новый инвестор, но денег люди так и не увидели. Зато инвестору “с концами” остатки прошлогодней соли отгрузили. Тогда председатель не выдержала и поехала в Киев, в Министерство агропрома. После ее встречи с министром в село приехала комиссия. В результате директора ГП “ГОПП” Станислава Гречуху с должности уволили, а вместо него исполняющим обязанности назначили Вячеслава Ляусова, в прошлом – начальника отдела Управления по борьбе с организованной преступностью в Херсонской области.
Но Станислав Гречуха так просто уходить не собирался. Покидая свой кабинет, он прихватил многие бухгалтерские документы, устав предприятия, печать, и подал иск в суд на восстановление в должности.
Новый руководитель предприятия начал свою деятельность в самый разгар страды – соль в озерах как раз созрела для уборки. Но ни своего транспорта, ни техники, как оказалось, у завода нет. Из всего имущества – проржавевший насквозь тридцатилетний трактор, который рабочие как смогли, так и залатали. Чтобы арендовать чужую технику, нужно составлять договора, но печати – нет. А время “поджимает”: не дай Бог, соль не успеют собрать (на все про все – месяц, максимум), пойдут дожди, и весь труд солеваров за год – насмарку. А в “довесок” – еще и непогашенные долги перед инвесторами, долги по зарплате и по налогам, доставшиеся от предыдущего руководства.
Кроме того, принимая предприятие, Вячеслав Ляусов вместе с солеварами, техниками, инженерами и председателем сельсовета Любовью Богдан измеряют остатки прошлогоднего урожая, сравнивают с той документацией, что находилась на предприятии, и устанавливают недостачу соли чистой – 444, 64 тонны и излишек соли технической – 505, 54 т.
Вячеслав Ляусов обратился в фининспекцию с просьбой провести аудит предприятия. Также, по его заявлениям, Голопристанский РОВД открыл несколько уголовных производств – и по украденной печати предприятия с документацией, и по недостаче соли, и по незаконной сдаче озер в аренду.
После этого сразу “всплывает” старый процесс, в котором на предприятие “повесили” долг более чем в один миллион гривень. Об этом газета “Вгору” писала еще в 2008 году. Дочернее предприятие “Торговый дом “Херсон” американской компании с ограниченной ответственностью “Интертрейд групп ЭЛ.ЭЛ.СИ.” (Алексей Тышкевич) перечислила эти деньги на предприятие как инвестиции, они “повисели” на счету с недельку и ушли на фирмы-“прокладки”. А Тышкевич через суд начал требовать у завода вернуть миллион ему. Тогда же, таким же способом, был обанкрочен аналогичный завод в Геническе. Однако в данном случае Геройский сольпром устоял. Осудили его директора, и с тех пор он погашает миллион, выплачивая в месяц гривень по 200. Но эти деньги идут сначала на счета ГП “ГОПП”. А уже потом – Тышкевичу. Так вот, после заявлений Ляусова в милицию, “Торговый дом “Херсон” снова обратился в суд по поводу этого долга. Хотя несколько лет, пока предприятие возглавлял Гречуха, претензий с той стороны не было. Возможно потому, что именно при этом директоре большая часть озер были отданы частнику. И, как утверждают местные жители, этот частник – доверенное лицо Тышкевича.
Вместе с народным депутатам Федором Негоем и с председателем сельсовета новый руководитель предприятия добиваются в суде возврата солевых озер, и отказывают “Торговому дому “Херсон” в претензиях по миллиону. Уголовные дела по предыдущему директору то тянутся, то закрываются, но после обращений, в том числе со стороны Министерства, в областную и генеральную прокуратуры – возобновляются и “берутся на контроль”. А завод уже из нового урожая расплачивается с кредиторами, заключает новые, более выгодные договора на поставку соли.
И из полученной прибыли рассчитывается со всеми долгами и покупает грузовик.
Все это время уволенный директор пытается через судебные процессы восстановиться в должности. И на “десятый раз”, в мае 2015 года, восстанавливается. Но Министерство агропрома вскоре объявило открытый конкурс на должность руководителя Геройского сольпрома. А за месяц, пока идет конкурс и предприятием руководит Гречуха, Торговый дом “Херсон” снова обращается в суд, требует объявить сольпром банкротом (так как долг в миллион погасить не могут) и – выигрывает процесс.
Министерство подводит итоги конкурса и по его результатам назначает директором Андрея Тищенко. Однако и этот руководитель не может приступить к своим обязанностям. Гречуха снова подает в суд, оспаривая результаты конкурса, а пока идет процесс, требует запрета вносить в реестры нового руководителя. И этот запрет получает.
Тем не менее, Андрей Тищенко с юристами, чтобы защитить интересы предприятия, подают от имени сольпрома апелляцию по делу о банкротстве. И 12 августа коллегия судей Одесского апелляционного Хозяйственного суда отменяет решение суда первой инстанции.
Однако сольпром продолжает лихорадить: “на носу” уборка нового урожая, но новый директор, пока не снят запрет о внесении его в реестр, не имеет права ни договора заключать, ни распоряжения подписывать, ни какие-либо финансовые операции проводить. Поэтому с июля солевары и другие сотрудники завода не получают зарплату. К тому же выяснилось, что Гречуха за краткий срок успел наделать новые доги, порядка 300 тысяч. Кредиторы требуют от нового руководителя возврата этих денег, пеня наросла, но рассчитаться с ними – нет никакой возможности.
Причем, интересы Гречухи по восстановлению его в должности в суде представляет районная администрация в лице первого заместителя. И он же, из своего кармана, оплачивает судовый сбор.
– Я даже в суде не выдержал, замечание сделал, – говорит Андрей Тищенко. – Если вы иск от имени администрации подаете в поддержку Гречухи, то и сбор должна оплачивать администрация. Но ведь вы судитесь не за интересы района, не за интересы предприятия и его работников, а за какие-то свои, личные. А пару недель назад звонят мне из следственного управления, спрашивают, можно ли работников предприятия пригласить для дачи показаний – на вашего директора уголовное дело завели. Я так обрадовался, ну наконец-то, услышали нас. А потом слышу – Ляусова. Я – чуть не упал! При чем тут Ляусов?!!!
Оказывается, после того, как Вячеслав Ляусов тоже подал иск в суд (так как его уволили, не предоставив другой должности на предприятии), по заявлению одной из частных компаний, было заведено уголовное производство о хищении соли. Эта компания, по словам и сольпромовцев, и юриста предприятия, принадлежит куму Станислава Гречухи.
И дело это расследуется “стремительными темпами”. В понедельник, 31 августа, Вячеславу Ляусову уже предъявили обвинение в том, что он растратил чужую соль. Абсурд этой ситуации в том, что недостачу такого же количества минерала обнаружила комиссия, когда Ляусов принимал предприятие. О чем тогда же, в прошлом году, было заявление в милицию, и по поводу чего было заведено уголовное производство.