Редакция “Вгору” вместе с инициативной группой “Лес Людей” по защите Цюрупинского леса продолжает расследование фактов незаконной вырубки деревьев. Что радует – количество защитников растет с каждым днем. К группе официально присоединились и ребята из Правого Сектора, и некоторые депутаты. При облсовете заработала рабочая группа, куда входят и общественники, и чиновники, и правоохранители. Но только вопросов с каждым днем становится больше.
В минувшую субботу, 20 февраля, у поселка Нечаево активисты “засекли” трактор с прицепом, груженным пиленой акацией. В понедельник, 23 февраля, под лесопилкой в Цюрупинске остановили 3 грузовика с сосновыми бревнами. Два длинномера с бревнами остановились возле строящейся церкви, одна машина проехала за здание оптовой базы, в тупик, где находится лесопилка ООО “Экатерра”.
Документы – липовые
Вызванные сотрудники милиции прибывали оперативно, были уже вежливы, но по-прежнему уверяли: все законно. Однако документы на грузы вызвали у общественников очень много вопросов. На тот момент активисты уже выяснили, что должны быть чеки с указанием не только кто отправитель и кто получатель. Должен быть указан объем перевозимого леса, его сертификация, стоимость. А то, что предъявили правоохранителям водители, по сути, было “филькиными грамотами”.
– В случае с трактором оказалось, что это лесник Степного филиала Лесоопытной станции (тоже госпредприятие, которому принадлежит часть Цюрупинского леса) вроде как “выписал” дрова акации в счет зарплаты, – рассказывает активистка инициативной группы Юлия Волязловская. – И объяснение звучало так: чеки выдает оч-чень дорогой аппарат. Опытная станция не рубит дерево в таких количествах, чтобы его купить и установить. И получается, что они сопровождают грузы справками, которые легко можно изготовить на бытовом принтере. Если сопоставить стоимость аппарата (20 тыс. грн) с ущербом последней известной порубки (300 тыс. грн), такая логика выглядит странно. Но это во-вторых. А во-первых, ВСЕ грузы дерева, перевозимые по ВСЕЙ территории Украины, должны сопровождаться документами и чеками единого образца.
Ни чипов, ни штрих-кода
А когда задержали грузовики, кроме подобных “грамот” (причем сосну якобы везли из ФОП Артемьев Ю.Ю (Киев) в ЧП Рябоконь) выяснилась еще одна “странность”. Деревья, добытые законным способом, по идее, все должны быть чипированными (точно так, как елочки на новогоднем базаре). И на сопровождающих документах должен быть соответствующий штрих-код. Но должностные лица начали уверять активистов, что чипируют деревья только госпредприятия, а остальные “распорядители леса” делать этого не обязаны!
Тем не менее, активисты настояли, чтобы правоохранители начали тщательную проверку и документов, и “откуда дровишки”.
В то же время, замначальника Цюрупинского РОВД Сергей Дудченко рассказал “Вгору”, что довести до суда и доказать сам факт незаконной вырубки леса чрезвычайно сложно. Для этого надо сидеть в засадах и поймать лесоруба буквально с бензопилой в руках, рядом с его жертвой. Да и то, такие браконьеры частенько тут же бросают орудие преступления и – попробуй, докажи, что он не “просто мимо проходил”. И даже если отложить все остальные дела, которыми занимаются правоохранители, и направить всех сотрудников райотдела в засады охранять лес – на всю территорию их сил не хватит. Дело в том, что Цюрупинский лес – это не только территория лесоохотничьего хозяйства. Часть насаждений относится еще к одному госпредприятию – Великокопанивскому ЛОХ. Часть – к вышеупомянутому филиалу Лесоопытной станции. И ситуация там, по словам Сергея Дудченко, еще не самая плачевная. Лесники этих предприятий худо-бедно, но за лесом присматривают. И с них можно спросить, можно привлечь, в случае чего, к ответственности. И они это знают. Но есть и леса, которые относятся к местным органам самоуправления, например, сельским советам – Дудчанам, Крынкам, к самому Цюрупинску. Раньше в любом колхозе были так называемые объездчики – люди, регулярно объезжающие лесные насаждения и проверяющие, все ли там в порядке. Сейчас нигде, ни при одном сельсовете, нет человека, который следил бы за насаждениями. А таких сельсоветов в районе – 14. И есть участки леса, вообще сейчас бесхозные. Например, бывшей воинской части. То есть, там леса и посадки пущены на “самотек”. И это даже не сотни, это тысячи гектаров. А масштабы выпилок, как подтвердил замначальника Цюрупинского РОВД, действительно увеличиваются с каждым днем – газ дорожает, растет спрос на дрова.
По-прежнему удивляет позиция областного управления лесоохотничьих хозяйств. На встрече с общественниками в начале года они обещали сделать на своем сайте интерактивную карту, чтобы любой желающий мог проверить, где и какая организация-подрядчик ведет расчистку или официальную вырубку зеленых насаждений. Кроме того, обещали согласовывать работы с активистами, защитниками леса. Однако, как сказал глава общественного совета при обладминистрации Валерий Гурковский, карты нет, а лесорубные билеты на 2015 год уже выдаются. И ему известны случаи, когда подобные билеты выдавались “задним числом”, или в них вносили ложные сведения (например, акацию называли сосной, которая дешевле). Кроме того, по его мнению, именно лесоохотничьи хозяйства заинтересованы в выпилке леса, потому что большинство пилорам принадлежит или самим хозяйствам, или их подставным лицам.
Правый сектор присоединился
А руководитель Правого сектора в южном регионе Дмитрий Семен сказал, что именно из-за бездействия властей они и присоединились к движению “Лес Людей”: пока милиция отпускает грузовики с лесом, которые задерживают патриоты, пока ответственные за лес лица “не отвечают”, пока в судах виновных оправдывают – они будут блокировать работу и лесорубов, и лесопилок. И им все равно, сколько за это на них заведут уголовных дел. Ведь иначе сейчас ситуацию не переломить. И от наших лесов просто ничего не останется.