Благодаря сделке с ГПУ Николай Злочевский получил возможность выкупить наследие своего бывшего шефа, объявленного в розыск
26 мая Антимонопольный комитет Украины разрешил компании Brociti Investments Limited, входящей в группу компаний Burisma (принадлежит бывшему министру экологии и природных ресурсов Николаю Злочевскому), приобрести конторльную долю в компании Diloretio Holdings LTD (Кипр).
Diloretio владеет тремя активами в Украине — ООО «Системойлинженеринг» (добывает газ на Водяновской площади в Харьковской области), ООО «Технокомсервис» (имеет 2 спецразрешения на добычу углеводородов на Степковской и Октябрьской площадях в Харьковской области) и ООО «Нефтегазпромышленная геология» (2 спецразрешения на разработку месторождений нефти на Иорданско-Дейнековском и Матешинско-Легейдивском участках в Полтавской области).
Во всех трех перечисленных активах бенефициаром официально указан Игорь Соловьев. Этот человек — один из старожилов нефтегазового комплекса Украины, выходец из концерна «Надра», основателем которого в 90-е годы был экс-депутат Верховной Рады, бывший совладелец Укргазпромбанка Иван Дияк.
Впрочем, об истинных покровителях Diloretio может говорить другой факт. С 2012 года и по сей день директором ключевого актива компании — «Системойлинженеринг», которая в прошлом году добыла около 70 млн кубометров газа, является Сергей Жеребко. Он был помощником Андрея Клюева — экс-главы Администрации президента Виктора Януковича и одного из архитекторов режима Партии регионов, в бытность того депутатом Верховной Рады 6 созыва.
Карьера Жеребко настолько неразрывно была связана с Клюевым, что не оставляет никакого маневра для разночтений. Когда Клюев, например, стал первым вице-премьером, Жеребко возглавил его центральный аппарат.
А после назначения Клюева в 2012 году секретарем Совета национальной безопасности и обороны Жеребко стал главой его аппарата.
Переход под контроль Злочевского активов, которым мог покровительствовать Клюев, выглядит закономерным. И не только потому, что оба они считаются давними бизнес-партнерами (во времена Януковича обоим приписали доли в компании «Укрнефтебурение»), или потому, что в СНБО Злочевский трудился бок о бок с Клюевым, будучи его заместителем в 2012-2014 г. Разница между ними сейчас в том, что Андрей Клюев уже три года находится в бегах, тогда как Злочевский, напротив, решил все проблемы с ГПУ.
Еще в 2016 году активы Злочевского попали под арест. Печерский суд суд арестовал несколько десятков скважин холдинга Burisma, а также активы «Системойлинженеринг» на Водяновской площади в Харьковской области. ГПУ обвинила компанию в том, что она покупали газ, добытый государственной «Укргаздобычей», по заниженной цене, а потом продавала его промышленным потребителям по рыночной стоимости, из-за чего убытки госпредприятия достигли 100 млн грн. «Кроме того, должностные лица ООО «Системойлинженеринг», а также ряда других юридических лиц, в период 2013-2014 годов уклонились от уплаты налогов на общую сумму 180 млн. грн в соучастии с другими субъектами хозяйственной деятельности», — говорилось в заявлении ГПУ.
Однако в том же 2016 году ГПУ сняла все претензии к структурам Злочевского и активы были заморожены. Позже стало известно, что Burisma Group заключил с ГПУ мировую. «В данном производстве ГПУ сработала на возмещение в госбюджет наибольшей суммы за все годы независимости. Беспрецедентный штраф в 180 млн грн впервые уплачен в госбюджет! Живых денег, возвращенных государству», — прокомментировала на своей странице в facebook Лариса Сарган, пресс-секретарь генпрокурора Юрия Луценко.
Данная сделка, которой так хвалился Луценко, вывела полностью из-под удара Злочевского и его активы, который теперь сможет бережно развивать не только свое нефтегазовое хозяйство, но и площадки бывшего патрона.