Национальная полиция покупает автомобили Mitsubishi с переплатой 100 млн грн у группы НИКО бизнесмена Владимира Гнатышина, давнего бизнес-партнера главы Минюста Павла Петренко. Столько же группа задолжала государственному Укрэксимбанку. Больше года НИКО откладывала мировое соглашение с госбанком, отфутболивая претензии последнего в судах. Но теперь, после появления легких денег от госзаказчика из орбиты Арсена Авакова, согласилась пойти на реструктуризацию долга.
Автомобильная группа НИКО, являющаяся официальным дилером Mitsubishi в Украине, оказалась в эпицентре скандала в конце 2016 года, когда стало известно о закупке гибридных автомобилей для Нацполиции почти на 1 млрд. гривен. Это так называемые киотские деньги, полученные от Японии, в обмен на уменьшение Украиной квот на выброс парниковых газов. Всего в 2009-2010 годах Украина получила около 470 миллионов евро и в Кабмине постепенно решают, на что их тратить.
Один из проектов - покупка «зеленых» машин для Нацполиции - всего 635 автомобилей Mitsubishi Outlander PHEV ((Plug-in Hybrid Electric Vehicle). По условиям соглашения с японцами, на эти деньги могли купить только японскую продукцию. И в итоге выбор пал на группу компаний НИКО - официального дистрибьютора Mitsubishi в Украине.
Арсен Аваков
Однако такая, казалось бы, публичная закупка, не обошлась без скандала. Официально предложенная поставщиком цена за один автомобиль составила 1,51 млн. гривен с НДС. Это на почти на 250 тыс. гривен больше, чем розничная цена на аналогичную модель в Европе. Разгорелся скандал, в результате которого Арсен Аваков решил пойти на попятную, помпезно объявив о том, что «японцы согласились предоставить скидку». 3 февраля было подписано допсоглашение, где цена за автомобиль была указана на уровне 1,313 млн грн. Однако все равно итоговый прайс оказался гораздо выше, чем в Европе. Таким образом, переплата на всех автомобилях, даже с учетом докупки спецоборудования, составит около 100 млн грн.
По «стечению обстоятельств»,примерно столько же группа НИКО должна государственному Укрэксимбанку. Еще в конце 2015 года банк подал иск в суд, требуя возвратить ему около 100 млн грн, которые он выдал в 2013 году в рамках кредитного договора. Ответчики - целая плеяда фирм, входящих в группу НИКО: «Нико-Украина», «НИКО Авто Инвест», «НИКО Инвест» и другие.
Павел Петренко
Однако за прошедший год рассмотрение по сути ни разу не состоялось. Судьи постоянно переносили слушания. Как следует из одного из февральских определений хозсуда, об этом попросили сами участники процесса, включая Укрэксимбанк. «Желание участников судебного процесса решить спор мирным путем и наличие договоренностей по реструктуризации задолженности по кредитному договору», - говорится в определении Хозсуда Киева, почему надо в очередной раз отложить рассмотрение спора. Теперь деньги на возврат долга у «НИКО» уже есть. По данным "ОЛИГАРХА", Нацполиция сделала предоплату еще в январе.
Для Укрэксимбанка такой исход можно считать удачей, ведь в НИКО, судя по всему, ранее приготовились к тому, чтобы вообще не возвращать долг. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в начале 2016 года, спустя месяц после начала судебных разбирательств с банком, ключевая структуры группы Гнатышина - ООО «НИКО-Украина», была перерегистрирована на никому не известного жителя Азербайджана Аббасова Махира Мамедага Оглы (практика перерегистрации проблемных компаний на подставных лиц с последующим банкротством типична для Украины).
Одна из разгадок успеха многоходовой «гибридной» спецоперации, несмотря на разгоревшийся скандал и возмущение общественности, может крыться в том, что Гнатышина называют давним бизнес-партнером главы Минюста и представителя партии «Народный фронт» Павла Петренко. А как известно, именно эту политическую силу представляет в Кабмине глава МВД, в ведении которого находится Национальная полиция, Арсен Аваков.
Владислав БОРОВИКОВ, «ОЛИГАРХ»