Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Что продаёт «Прозорро. Продажи» и кому?

Vgoru
Автор
Поширити:
12 липня 2017 11:00
854

Негативная оценка результатов работы проекта явно свидетельствует о системности проблем.

 
 

22 июня заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефёдов опубликовал пост в Facebook посвящённый годовщине проекта «Прозорро. Продажи».

И даже озвучил результат работы проекта в виде реализации государственных активов на 1,2 млрд гривен.

Такая негативная оценка результатов работы проекта явно свидетельствует о системности проблем, заложенных его «отцами-основателями». Ведь, потенциально рынок государственной собственности Фонда гарантирования вкладов физлиц оценён в 440 млрд гривен. А значит за год работы – задача была выполнена всего на 1%.

В #переможном посте заместитель министра очертил круг партнёров проекта, среди которых Фонд гарантирования вкладов физических лиц, Национальный банк Украины, организация Transparency International Ukraine, однако не указал субординацию и глубину партнёрских связей между сторонами.

Беглый, а затем и глубокий анализ по базе Единого государственного регистра предприятий и организаций не выдал ни одной компании с названием «Прозорро. Продажи».

А значит, возник вполне логичный вопрос о связи и взаимоотношениях между проектом и государством, между государством и сотрудниками, а также собственниками проекта. Иными словами, кто зарабатывает комиссию при продаже имущества через «Прозорро. Продажи» и где в этом процессе государственный интерес?

Прозорро не прозоро

Для ясности, поясним, что система государственных закупок Прозорро имеет государственную регистрацию как госпредприятие в подчинении Министерства экономического развития и торговли и успешно работает в официальном правовом поле. Средства к существованию ГП «Прозорро» получает открыто и прозрачно, заслуженно держит пальму первенства среди государственных ноу-хау и любовь украинцев по всему миру.

А вот с «Прозорро. Продажи» история не такая простая. Проект не является госпредприятием в подчинении профильного министерства. Его сотрудники не имеют никакого отношения к Фонду гарантирования вкладов, к НБУ или другим госучреждениям. Что, однако, не мешает Министерству экономического развития и торговли устами своего заместителя активно создавать положительную репутацию проекту. Максима Нефёдова можно регулярно увидеть в рабочее время на мероприятиях «Прозорро. Продажи», где он представляется как «отец и идейный вдохновитель» проекта.

А судьи кто?

Возможно общественности нет нужды детально знакомиться с юридическими особенностями оформления собственности на компанию, однако украинцы имеют право знать другие детали. Кто в команде «Прозорро. Продажи» непосредственно отвечает за функционирование системы? Кто и как её финансирует, и, главное, кто получает доступ к публичным данным участников аукционов? На сайте проекта указано, что некий Евгений Билык является координатором проекта от лица Transparency International Україна. Однако, среди членов команды этой влиятельной международной организации ни одного проектного менеджера «Прозорро. Продажи» не наблюдается. Ни Андрей Мотовиловец, ни Дмитрий Сазонов не играют в команде Transparency. И даже меморандумы, регламентирующие работу проекта подписаны между Фондом гарантирования вкладов физлиц и Transparency International. От «Прозорро. Продажи» – никого.

К примеру, в апреле НАЭК «Энергоатом» присоединился к Меморандуму о сотрудничестве в проекте «Прозорро. Продажи». По необъяснимым причинам, подписание меморандума выглядело довольно странно, поскольку ни одной подписи под ним от участников «Прозорро. Продаже» просто не было поставлено.

Аналогично не даёт результатов поиск фамилий руководителей проекта в реестре деклараций НАЗК, хотя очевидно, что все чиновники и сотрудники, занимающие любые руководящие позиции в госсфере, обязаны их подавать. Иными словами, проект «Прозорро. Продажи» является полугосударственным. Или таким которых находится «под патронатом Министерства экономического развития и торговли». А значит формально его сотрудники не несут за свою работу никакой ответственности.

Этот вывод подтверждается также недавней фотографией в Facebook Максима Нефёдова, где изображён отремонтированный коридор ГП «Прозорро». Среди прочих, в здании, где размещается легальное госпредприятие можно найти и сотрудников «Прозорро. Продажи». На каком основании целый этаж государственного помещения занимают неизвестные люди пока остаётся загадкой.

Куда идут средства?

Оценив структуру собственности и уровень ответственности менеджеров «Прозорро. Продажи» нетрудно предположить такую же неразбериху и в системе распределения доходов проекта. Согласно регламента «Прозорро. Продажи» 90% вознаграждения получает та частная площадка, с которой на торги пришёл победитель, а 10% -та частная площадка, которая вносила лот в систему. На сегодня это 8 частных компаний «Е-аукцион», «Закупки Пром.Уа», «25/8.БІЗНЕС» и другие. 90+10=100%. Абсолютно логично возникает вопрос о том, где в этом пироге интересы государства. Получается, что Министерство экономического развития и торговли создало проект для того, чтобы на нём зарабатывали частные компании? Возможно, в этом нет ничего плохого. Однако, откуда администратор системы получает средства на покрытие своих немаленьких расходов на зарплаты высокопрофессиональным руководителям и на поддержку софта? Если верить Максиму Нефёдову, за прошедший год сумма вознаграждения за проведение торгов составила около 30 млн. грн., но вот в чьи руки они попали – пока не известно.

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів