Земли обороны защищают много законов, но самое главное, что нужно о них знать, это то, что земли Минобороны могут находиться только в государственной собственности (сердце незаконных арендаторов государственных земель должно сейчас екнуть), а деньги от отчуждения таких участков идут в госбюджет на нужды обороны. По крайней мере так написано в Земельном кодексе Украины.
Согласно с официальным ответом МО, по состоянию на 2014 год до российской агрессии и оккупации ею Крыма на учете Минобороны находилось 2 235 земельных участков общей площадью 533,8 тыс. гектаров. Тысячи гектаров утраченной по разным причинам земли ведомство теперь пытается вернуть через суды.
МО: "Это все местная власть виновата"
Как это вообще может происходить? Простая схема, о которой говорят в отделе предотвращения коррупции МО. "Поскольку земля фактически не принадлежит МО, а арендуется им у местных органов самоуправления, то последние просто передают части военных территорий новому пользователю, даже не ставя МО к сведению. А когда общество видит жилые многоэтажки на месте военных территорий, в которых живут отнюдь не военнослужащие, конечно же возникают вопросы. Всему этому очень способствовало отсутствие точных планов военных земель и их централизованного государственного учета", - рассказал начальник отдела Вадим Примак на круглом столе в январе этого года.
О централизованном государственном учете чуть позже, а пока один из самых скандальных примеров – это Тарутинский полигон в Одесской области. Если коротко, то 5 мая 2005 года Тарутинская райгосадминистрация без согласия Минобороны издает распоряжение о том, что участок полигона площадью 23 943 га изъят из земель обороны и переведен в земли запаса. После чего райгосадминистрация заключает договоры аренды с "субъектами хозяйствования" сроком, конечно же, на 49 лет и отдает им более 11 тыс. гектаров земли. В 2012 году Минобороны все-таки решает вернуть эти земли и судится с Тарутинской РГА. Одесский апелляционный административный суд в 2012 году признает противоправными распоряжения Тарутинской РГА и отменяет их. В 2013 году Одесский окружной административный суд обязывает Тарутинскую РГА вернуть Минобороны земельный участок полигона площадью 23 253,17 гектара. Еще 689,83 га находятся в пользовании военного совхоза "Черноморский". Это государственное предприятие, которое занимается сельскохозяйственной деятельностью. До сих пор остаются в незаконном пользовании 5378,0 га территории Тарутинского полигона.
Кроме этого, куча скандалов с местными властями, местными экологами из-за того, что на территории полигона есть заказник и "Минобороны уничтожает природу". Но это уже другая история.
Так это только одна судебная тяжба. Согласно информации, которую министерство обороны предоставило 112.ua, по судебным решениям в 2008-2017 годах возвращены в ведомство 130 земельных участков общей площадью 64,4 тыс. га.
С 2014 года по октябрь 2017 года рассматривались 132 судебных дела по возврату земель в МО. НЕ в пользу Минобороны суды приняли 40 судебных решений, которые уже вступили в законную силу. По состоянию на 31 октября текущего года продолжается еще 139 судебных дел по вопросам возврата земли.
Поэтому на октябрь 2017 года на учете МО находится 2 272 земельных участка общей площадью 538,5 тыс. га. А 490 земельных участков общей площадью 48 403,3316 га землепользователей Минобороны используются третьими лицами (в том числе по принятым неправомерным решениям местных органов власти).
Как МО свои земли воедино собирает
В ноябре 2016 года министр обороны Степан Полторак созвал совещание, где были руководители квартирно-эксплуатационных подразделений МО всех уровней. "В течение двух месяцев должен быть создан реестр всех фондов и земель Министерства обороны Украины, - приказал Степан Тимофеевич. - Я буду принимать жесткие меры", - добавил он. 112.uaпоинтересовался, на каком этапе создания находится этот реестр и какое количество земель уже туда внесли.
"В Минобороны создана и внедрена в постоянную эксплуатацию подсистема управления недвижимым военным имуществом "Имущество" Единой системы управления административно-хозяйственными процессами Вооруженных сил Украины (далее - Подсистема), в базу данных которой введены все имеющиеся объекты недвижимости казарменно-жилищного фонда и земли обороны. На сегодня в указанную базу данных внесены 37,7 тыс. объектов. Работа по ее наполнению и корректировка осуществляются постоянно. Поскольку Подсистема предназначена для внутреннего пользования Минобороны, публичный доступ к ее базе данных отсутствует", - говорится в ответе.
Как-то советник министра обороны Юрий Бирюков на своей странице в Facebook написал гневный пост относительно проблем с документацией земель: "Кто знает о том, что 75% земель Министерства обороны - без документов? Ну как, какие-то бумажки есть. В 79-й бригаде, например, на ее территорию есть копия раритетного документа 1967 года. С гербом УССР и смешными названиями.
Кто знает о том, что для получения документов на землю армия должна заплатить сотни тысяч гривен за участок, пройти бюрократический путь длиною в 8-10 месяцев. При условии, что никто из местных властей не будет против! Да, та самая, наша армия, ге-ро-и, должны упрашивать дать документы на ИХ территорию! Сессия какого-нибудь мухосранского сельсовета, за-против-воздержались, решение НЕ принято. Армия, приходите в другой раз".
На самом деле господин Бирюков немного погорячился и напугал своих подписчиков. 71% земель от общей площади земель МО имеют в наличии государственные акты. Это те самые "какие-то бумажки". Фактически на все земельные участки есть решения органов местной власти относительно их отвода для нужд обороны. Да, эти акты изданы и в независимой Украине, и во времена бывшего СССР. Министерство обороны проинформировало, что 55% от общего количества действующих документов на землю Минобороны выдали органы Украинской ССР.
Но в 2005 году Конституционный суд Украины (от 22.09.05 №5-рп/2005) постановил, что "собственники земельных участков и юридические лица, пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования, право собственности и пользования на которые оформлялось правоустанавливающими документами бывшего СССР, не обязаны переоформлять такое право и получать правоустанавливающие документы украинского образца до должного финансового обеспечения". То есть пока их юридическая сила такая же, как и у современных документов.
А теперь о деньгах. "Общая потребность средств на формирование и государственную регистрацию земельных участков землепользователей Минобороны ориентировочно составляет около 100 млн грн", - говорится в том же ответе министерства.
Внутренний реестр есть, это хорошо. Теперь о "централизованном государственном учете". Земля должна иметь кадастровый номер в Госгеокадастре. И здесь самая большая бюрократическая волокита. "По состоянию на октябрь 2017 года из общего количества 2272 земельных участков общей площадью 538,5 тыс га оформлены кадастровые номера на 410 земельных участков на площадь 131,176 тыс га, что составляет 24%. Кроме того проводятся мероприятия по оформлению еще 241 земельного участка на площадь 113,307 тыс. га (21%)".
24% от всего количества земель обороны имеют кадастровые номера! И теперь любимый раздел о (коррупции) бюрократии.
Да здравствует бюрократия!
Регистрация земель МО невозможна без участия Госгеокадастра, органов самоуправления и их департаментов земельных ресурсов, строительства и архитектуры. Ну это логично, скажете вы, воюющей стране нужны земли под полигоны, под жилье для военных, под деятельность воинских частей и т.д., и все стороны патриотически настроены и заинтересованы в том, чтобы земли МО были зарегистрированы официально. А вот и нет.
Примерно так выглядит процедура государственной регистрации земель. ГлавКЭУ, вооружившись Земельным кодексом, законами "О землеустройстве", "Государственном земельном кадастре" и терпением должно:
- Написать заявление (ходатайство) в местные советы, чтобы они предоставили разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка (к заявлению прилагается план топосъемки масштаба 1:500 с нанесением подземных и наземных инженерных сетей);
- Рассмотрение ходатайства и предоставление разрешения соответствующим органам власти на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка;
- Заключение договора с землеустроительной организацией на изготовление проекта землеустройства относительно отведения земельного участка;
- Согласование землеустроительной документации в территориальном органе земельных ресурсов (Госгеокадастр), органе градостроительства и архитектуры(исполнительные органы местных советов);
- Осуществление проверки документации землеустройства в электронной форме. Регистрация земельного участка территориальным органом земельных ресурсов (Госгеокадастр; присвоение кадастрового номера на земельный участок);
- Принятие решения соответствующим органом власти об утверждении (или неутверждении) проекта землеустройства по отводу земельного участка;
- Государственная регистрация права собственности Государства на земельный участок и производного вещного права – права постоянного пользования Министерства обороны на земельный участок.
Семь кругов ада, и на каждом можно успешно развивать коррупцию или же замедлять процесс (читать выделенное жирным). Вопрос - будет ли Минобороны давать взятки, чтобы ускорить регистрацию? Очевидно, что нет. Как утверждают в ведомстве, рассмотрение и согласование проектов землеустройства (технической документации, соответствующих ходатайств) в органах градостроительства и архитектуры, земельных ресурсов осуществляется длительное время, в отдельных случаях до 12-14 месяцев.
И кульминация. Есть такой закон "О регулировании градостроительной деятельности", и статья в нем 24, пункт 3. Звучит так: "В случае отсутствия плана зонирования или детального плана территории, утвержденного в соответствии с требованиями этого закона, передача (предоставление) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд запрещается". Но Минобороны даже не может зарегистрировать землю, на которой уже стоят объекты Минобороны! Здания и сооружения на этой земле построены много лет назад, здесь не идет речь ни о каких "градостроительных нуждах". И Министерство хочет оформить право постоянного пользования этой землей. Но не может. Потому что статья 24 пункт 3 ЗУ "О регулировании градостроительной деятельности". Из-за этого Главное квартирно-эксплуатационное управление МО не может оформить земельный участок в Киеве, на котором расположены Министерство обороны и Генеральный штаб.
И это мы говорим о "законном пути". А те земли, которые передавались третьим лицам, перепродавались и передавались из рук в руки, найти концы почти нереально, говорят в МО Украины.
***
Государственная регистрация земель обороны не искоренит коррупцию, но может ее уменьшить. Год назад журналисты писали о схеме, по которой Минобороны занимается скрытой сдачей в аренду земли под видом "технических площадок". Время от времени появляются материалы о том, как частные фирмы засевают военные полигоны. Последнее громкое событие, когда 40 человек в балаклавах осуществили попытку якобы рейдерского захвата части территории военной части в Одессе, снова подняло этот вопрос. Министерство обороны не уникальное в дерибане земель. Например, в управлении Академии наук находится около 429,5 тыс. га пахотных земель. И хотя представители академии уверяют, что занимаются наукой и это участки для гибридизации, однако доподлинно не известно, кто и что выращивает на этих огромных просторах.