За полгода 2016-го преступники ограбили украинцев на сотни миллионов гривень! Тревогу бьют эксперты, полиция и даже торговцы электроникой, которым чуть ли не каждый день пытаются сбыть краденое. В причинах резкого роста краж всех видов разобралась “Сегодня” .
По данным МВД, одно из самых распространенных преступлений сейчас – кражи мобилок. Например, согласно данным госреестра судебных решений, с января по июль в Украине было вынесено более 180 тысяч приговоров, где фигурируют кражи мобильных телефонов у прохожих и из магазинов. Если учитывать, что средняя стоимость большинства из них – 1200 грн., то выходит, что лишь на одних телефонах воры и грабители разжились на около 220 млн грн. (в прошлом году – на чуть более 178 млн). “Число краж мобилок действительно увеличилось. Например, за прошлые сутки в одном лишь Киеве было зарегистрировано 28 заявлений против около 14 краж ежедневно в прошлом году. То есть в два раза больше!” – рассказали нам в Нацполиции. Нелегальные продавцы электроники нам признались, что за последние месяцы им приносят все больше подозрительных вещей. “Бывает, что один человек приносит за день два телефона, отдает их за копейки”, – говорит продавец мобилок со столичного радиорынка на Караваевых дачах.
По данным Нацполиции, по сравнению с прошлым годом, например, в столице, фиксируют прирост (с января по июль включительно) по всем видам краж: по карманным – на 1272 случая (с 2086 до 3358 случаев), квартирным – на 1340 (с 3639 до 4979), из транспорта – на 2932 (со 1915 до 4847).
В Херсоне, как свидетельствует статистика, грабежи являются одним из самых распространенных видов преступлений. С начала года на Херсонщине зарегистрировано 375 грабежей, большинство из них раскрыто. Значительная часть преступлений произошла в областном центре.
Чаще всего жертвами грабителей становятся женщины, подростки и мужчины в состоянии алкогольного опьянения, которые не могут дать отпор.
Впрочем, как недавно заявляла глава Нацполиции Хатия Деканоидзе, полиции удалось достичь снижения автоугонов, и привела в пример данные: если в крупных городах за сутки угоняли 16–17 авто, то сейчас есть дни, когда похищается лишь пять. В первом полугодии 2015 года было угнано около 6000 единиц транспорта, а только за первый квартал нынешнего – более 2500 единиц. В Нацполиции в начале года заявили о росте угонов на 20% и добавили, что одним из главных приоритетов на протяжении 2016-го станет борьба с такими кражами. По словам эксперта и экс-правоохранителя Валерия Кура, угонщики за день лишь в одном городе зарабатывают на кражах авто минимум 1 млн 200 тыс. грн. (средняя цена одного авто – 375 тыс. грн., а число угонов в день – пять).
В МВД называют несколько ключевых причин такой печальной статистики: дефицит следователей, их загруженность (до 550 дел на одного сотрудника в крупных городах), дефицит оперативных работников, а также засилье оружия в стране из-за конфликта на Донбассе. “Следственные подразделения сейчас обновляем, набираем участковых инспекторов. Уверены, что вскоре криминогенная ситуация улучшится”, – обещают в МВД.
Портрет среднестатистического домушника и мелкого вора за последние два года изменился. “Кроме тех “щипачей”, которые работали раньше и остались непойманными, появились дилетанты. В этой категории в основном – люди средних лет, которых на кражу денег вынудили идти безденежье и безработица. Среди них – небольшой процент приезжих, которые переселились в большие города из провинции” , – рассказали нам в МВД.
Как рассказали “Сегодня” патрульные и в полиции охраны, нередко кражи совершаются спонтанно: “Например, увидел вор в трамвае открытый рюкзак с деньгами и не удержался. Или же увидели на лестничной площадке велосипед и уже через час-другой продали его скупщику. Если вора поймали, то ему грозит либо 850 грн. штрафа, либо до 3 лет тюрьмы. Среди домушников едва ли не каждый третий – представитель кавказской национальности, пытающийся жить, не работая. А недавно поймали банду украинцев, которые, усыпляя бдительность консьержки, подъезжали к многоэтажке на иномарке, одетыми в деловые костюмы. Но внешний лоск им не помог” .