Солдаты 92-й бригады Вооруженных сил Украины находятся под арестом за выявление в рядах военнослужащих диверсанта, сливавшего военную информацию сепаратистам.
Уже больше года прокуратура ведет расследование относительно служащих украинской армии, которые обнаружили в своих рядах диверсанта, работавшего на боевиков так называемых «ДНР» и «ЛНР». Сейчас под домашним арестом находятся трое солдат 92-й бригады ВСУ, проходивших службу в зоне проведения Антитеррористической операции возле города Счастье.
Тарас Ткач, один из подсудимых, рассказал, что пошел добровольцем защищать территориальную целостность Украины. Во время пребывания в Днепропетровске он вместе со своими сослуживцами выявили некоего Дмитрия Дейнеку, который также служил в украинской армии, при этом открыто пропагандируя идеи сепаратизма. Дейнека был уличен в передаче террористам информации о служащих ВСУ и фотографий позиций украинских военных.
На видео, которое было снято в Днепропетровске, Дейнека открыто заявляет о своей поддержке боевиков и президента РФ Владимира Путина.
Военнослужащие доложили о диверсанте руководству, требуя привлечь его к ответственности за сепаратизм. Но вместо благодарности солдат арестовала военная прокуратура. Поводом послужило написанное Дейнекой заявление о насилии и дедовщине в армии. Украинские патриоты были брошены в тюрьму без какого-либо суда и следствия более чем на год.
Ткач рассказал, что он и его сослуживцы попали в камеры к сепаратистам. Прокуроры им угрожали, а также заставляли подписать бумаги с признанием об избиении вышеупомянутого Дейнеки.
– Меня били и хотели, чтобы я подписал признание о том, что я видел, как мои сослуживцы избивают задержанного Дейнеку. Меня постоянно бросали одного в камеру, где находились восемь сепаратистов. В таком режиме я и другие арестованные солдаты провели один год и два дня.
Мы пошли защищать свою родину, бросили дом и семьи, а с нами поступили крайне несправедливо, как с какими-то военными преступниками, – рассказал журналисту QHA Тарас Ткач.
На данный момент над украинскими военными прошло около 16 судов. Сейчас они находятся под домашним арестом в казарме военной части в Харькове. При этом они не могут уволиться из рядов ВСУ, поскольку суд не хочет отпускать их в Николаевскую область, где они приписаны к воинской части В3416. Причем сделать это нужно до 30 апреля, согласно указу президента Украины о демобилизации. Старший сержант Маркиян Филоненко говорит, что ситуация представляется безвыходной: они не могут ни получить выплаты за службу в рядах ВСУ, ни уволится в запас, так как находятся под круглосуточным домашним арестом.
– Наше командование молчит. Я неоднократно обращался во все инстанции, в том числе в Министерство обороны. Никто не может нам помочь, а мы даже не имеем средств, чтобы нанять нормальных адвокатов. Наши нынешние адвокаты заявляют, что суд не даст нам оправдательного вердикта, поэтому нужно соглашаться на обвинение. Мы никак не можем пойти на подобные условия. Выходит, что высшее командование просто сдает патриотов, которые добровольно пошли воевать за Украину, – возмущен Маркиян Филоненко.
Виновник инцидента, Дмитрий Дейнека, сейчас арестован по подозрению в сепаратизме. Солдаты утверждают, что он неоднократно открыто и не стесняясь ратовал за «русский мир», «Новороссию» и «ДНР». При этом он трижды призывался служить в рядах ВСУ, а во время службы выполнял диверсионную работу. Бойцы рассказали, что неоднократно ловили его на факте передачи боевикам фотографий бойцов ВСУ и мест их расположения.
Еще один фигурант дела, Александр Гриценко, угрожал своим сослуживцам гранатой в палатке, где жило 27 человек. Солдаты рассказывают, что во время несения службы тот неоднократно приходил в расположение в состоянии сильного алкогольного опьянения. Во время одного из таких случаев Гриценко не удержался на ногах и, падая, травмировался о стоящую рядом буржуйку. После этого он попал в военный госпиталь, где Дейнека подговорил его дать показания против военнослужащих.
На видеозаписи из зала суда, предоставленной бойцами, видно, что Гриценко не может внятно ответить на вопросы адвоката и путает показания, которые давал ранее. Позже судья запретила вести съемку во время судебного заседания.
QHA направило запрос по этому поводу в Министерство обороны Украины, но там ответили, что не компетентны комментировать действия прокуратуры. Запрос был перенаправлен в Военную службу правопорядка (ВСП) и, как оказалось, там тоже не имеют ни малейшего понятия о данном деле.
Третий из подсудимых, украинский солдат Виталий Дущенко рассказал журналисту QHA, что к нему звонили из ВСП и интересовались номером дела и судебного производства, объясняя это тем, что к ним пришел официальный запрос. Хотя согласно законодательству, именно ВСП обязана первой провести внутреннее расследование подобного инцидента между солдатами, и только после этого обвинения должны быть направлены в прокуратуру.
Дущенко также добавил, что в день ареста просто прибыли прокуроры и надели на них наручники, при этом постоянно угрожая. Солдаты считают, что в структуре ВСУ до сих пор остаются люди, которые поддерживают идеи сепаратизма. Особенно это касается Харьковской области, где сейчас проходят суды над ними.
– Сейчас мы можем рассчитывать только на Бога, помощи ждать не от кого, – говорит Виталий Дущенко.
Военнослужащие продолжают находиться в военной части А6250, которая расположена в Харьковской области, хотя числятся на службе в воинской части В3416, которая находится в Николаевской области. Почему они попали именно туда – подсудимые не знают, да и выбора у них пока нет. Командование ничем не может помочь солдатам, которые добровольно пошли воевать за Украину, а сейчас страдают от действий сепаратистов.
В связи с этим отметим, что вопрос защищенности украинских военных остается открытым, ведь любой из них может попасть в подобную ситуацию. А также острой остается проблема диверсантов от террористических группировок «ДНР» и «ЛНР», которые продолжают вести свою деятельность в рядах украинской армии.