Однажды, на личной страничке в Facebook Богдана Чабана – самого молодого предпринимателя Донецка, который с началом войны состоял в партизанской группе «Равлики», прочитала пост следующего содержания:
«Купуй українське! Я фанат українського виробництва, якщо є можливість купити речі вітчизняного виробника завжди роблю це. В 2014 році під час зачистки Мар'їнки я примудрився відірвати подошву від своїх "беушних" бундесів. Довелось купляти собі в Маріуполі кросівки. Це були непогані шузи "в койоті". Сьогодні я побував на виробництві компанії M-TAC, яка зробила саме ті шузи. Якщо чесно, я очікував побачити підвал, в якому на двох машинках фігачать футболочки, або склади із китайським імпортом. Але я побачив величезні цехи, сучасне обладнання, багато світла, тканини, відділ розробки. Це афігенське сучасне українське виробництво. Також хлопці працевлаштовують ветеранів, переселенців».
Профессиональный интерес не заставил себя долго ждать и вот я уже в цехах компании недалеко от метро Нивки. Действительно, не подвал, а невероятных размеров трехэтажное помещение, где работают около сотни людей – конструкторы, закройщики, швеи.
Меня встречает начальник раскройного цеха Роман Соловей. До войны он работал в инженерном центре отопления и водоснабжения в Донецке.
«В 2014 году накануне боевых действий уволили из-за моих политических взглядов. Директор, конечно же, не озвучил причину увольнения, но и так все было понятно. Мне уже находиться в Донецке было небезопасно, и 1 июня с родителями уехал в Киев – в город возможностей. Здесь помогал нашим военным, как мог: волонтерил, собирал необходимое обмундирование для парней, отправлял», – рассказывает Роман.
«Первое время с родителями жил на спортивной базе. Этому поспособствовали мои побратимы по донецкому Майдану. Со временем сняли квартиру, а я нашел работу. Хороший знакомый свел с руководством компании "Милитарист" под началом которого выпускается продукция бренда M-Tac (Militarist Тactical), а это тактическое снаряжение, одежда, обувь и другие аксессуары. Сначала трудился на складе, приблизительно 2,5 года, потом перешел в раскройный цех. Начал работать раскройщиком. Освоил все виды раскройной техники, а это: сабельные, ленточные и дисковые ножи + ножницы. Был оператором автоматического настилочного комплекса, а теперь занимаю должность начальника раскройного цеха», – продолжил дончанин.
Мы расположились возле рабочего стола Романа. Общаемся. Вокруг шум. «Предприятие растет. В самом начале пути (компания была создана в мае 2015 года, – прим. ред.) занимали только первый этаж, где-то 100 кв. м. Посредине стоял 10-метровый раскройный стол, а по периметру сидели 15-ть швей. Через год площадь помещения стала раз в пять больше. Теперь в штате – 70 швей и 20 раскройщиков. И для всех есть работа. Все заняты по полной», – поясняет он.
На сегодняшний день ассортимент продукции, выпускаемой под брендом М-Тас, насчитывает более сотни позиций:
Одним из главных приоритетов при создании продукции бренда М-Тас является поиск оптимального сочетания цены и качества товара. Благодаря этому изделия компании достаточно быстро завоевали большую популярность среди украинских военных и любителей активного отдыха и туризма.
Для милитари-одежды здесь в основном используют рип-стоп – тип ткани комбинированного переплетения, в структуре которого использована упрочненная армированная нить. Помимо военной формы из этой легкой и в тоже время прочной ткани по всем мире шьется туристское снаряжение, например, рюкзаки, палатки, спальные мешки, ламзаки, а также паруса, аэростаты, воздушные змеи, парашюты.
«При создании тактического снаряжения мы особенное внимание уделяем качеству материалов и фурнитуры изделия, так как не понаслышке знаем о том, как важна надежность снаряжения в критической ситуации», – рассказывает мой земляк и добавляет, что материал закупается в Китае, т.к. в Украине такие ткани не производятся.
Не прерывая беседу, мы идем в цех, где шьют джинсы. Казалось бы, обычные, но на самом деле такие штаны в обычных магазинах не купишь. Эти джинсы особенные: здесь и усиление брючных карманов для крепления клипсы ножа или фонаря, и вместительные передние прорезные карманы, сзади помимо классических накладных карманов есть дополнительные для переноски магазинов от оружия, а на коленях сделаны выточки для удобства сгибания суставов. К тому же, по словам Романа, эти джинсы не светятся в тепловизорах.
«Сбыт идет через наши магазины. Уже открыты 6 торговых точек – две в Киеве, по одной в Днепропетровске, Харькове, Одессе и Мариуполе. Также хорошо покупают через интернет-магазин. Пока работаем для внутреннего рынка, но все делаем для того, чтобы выйди за пределы Украины. Есть амбиции покорить европейский рынок. У нас при отличном качестве лояльные цены, например, брюки стоят в районе тысячи гривен, джинсы – 1400, флисовые кофты – полторы, зимние куртки – от 3,5 тысяч. Для участников АТО при предъявлении удостоверения действует скидка 25%», – отметил Роман.
Далее мы идем в швейный цех. Здесь десятки швейных машин, арсенал которых пополняется чуть ли не каждый месяц. Для Аллы Стародубцевой из Горловки открытием стало оборудование для циклического шитья. До этого девушке приходилось работать только на самых примитивных бытовых машинках.
«Я отучилась в швейном училище, получила красный диплом и устроилась в одно из горловских ателье. Так было до лета 2014-го. Дабы уберечь нас, меня, сестру и двух братьев, родители вывезли подальше от бомбежек. Ехали целенаправленно в Киев. Тут нам первое время очень помогла протестантская церковь – ее представители выделили бесплатно комнату, где все вместе некоторое время жили. Потом из Горловки уехали и родители», – делится прошлым 32-летняя переселенка.
На предприятии M-Tac Алла работает с момента открытия. «Мне тут все нравится – интересная работа, хорошая зарплата, нет в коллективе предвзятости из-за того, что я из Донецкой области. Одним словом приняли с распростертыми руками, – откровенничает девушка.
Алла здесь швея-конструктор в отделе сумок. Отдел открыли только летом. «До этого работала на потоке, шила одежду – в основном штаны и куртки. Я никогда с сумками не работала, шла в этот отдел с небольшим страхом, ведь тут приходится работать со сложными тканями. Но быстро всему обучилась. Помимо сумок в этом отделе шьем рюкзаки и бронежилеты», – перечисляет Стародубцева.
В швейном цехе работает еще одна моя землячка – 47 летняя Марина Француз. Буквально два месяца назад в Киеве она вышла замуж. В мирное время Марина работала швеей во Дворце культуры при Авдеевском коксохимическом заводе. Из прифронтового города женщину вместе с двумя сыновьями и пожилой мамой, а также с остальными сотрудниками Дворца культуры, в 2014-м завод вывез на побережье в Бердянск. Там Марина познакомилась со своим будущим мужем, переселенцем из Донецка. «Оставаться вдали от родного дома было тяжело, и в январе вернулись обратно в Авдеевку. А мой будущий муж остался в Бердянске. Надежда на то, что на Донбасс вернется мир, по приезду сразу же улетучилась. Стало только хуже. Некоторое время нам пришлось жить в подвале. Это был самый ужасный месяц в моей жизни – были сильные морозы, обогревались буржуйкой. Представляете, мы печку нашли в сарае. Кто знал, что она еще пригодится? Жили на мамину пенсию. Выплаты были, пусть даже и с перебоями. Поэтому в начале февраля вновь перебрались в Бердянск. Но опять пробыли недолго и вернулись домой», – рассказывает она о своих мытарствах.
Марина Француз
Но в Авдеевке женщина все никак не могла трудоустроиться, поэтому собрала сумки и снова отправилась в путь. В этот раз уже в Киев. «Меня взяли швеей на одно из предприятий. По истечении месяца хозяин заявил, мол, раз ты из Донбасса, то зарплату не получишь. Мне было обидно, но я не опустила руки. Увидела в интернете объявление о наборе швей в компанию M-Tac. На собеседовании сразу сказала, что из Донецкой области, на что руководитель мне ответил:
"Мне абсолютно все равно, откуда вы. Для меня на первом месте стоят профессиональные качества". И вот уже почти два года я тут работаю. Хороший коллектив, достойная зарплата, но меня тянет домой. В Авдеевке остались сыновья, которые ни в какую не захотели ко мне переезжать. И я их понимаю. Для себя решила, что до весны здесь поработаю, а потом вместе с мужем вернемся на родину», – говорит Марина в конце нашей беседы.