Многоуважаемые господа! Наша общественная организация имеет большей опыт практической работы по защите прав детей в Луганской области.
Поэтому нас встревожила информация, озвученная 29 декабря 2015 года заместителем главы Луганской областной государственной администрации по социальным вопросам Ольгой Лишик в интервью телерадиокомпании «Северодонецкое телевидение», запись доступна на yuotube. Она сообщила, что:
- в городе Северодонецке проживают 4216 детей переселенцев;
- из этого количества 1000 детей посещают школы и 476 – детские дошкольные учреждения.
Чем занимаются в Северодонецке остальные 2750 детей переселенцев, госп. Лишик не сообщила ни телезрителям, ни нам в последующей дискуссии в социальных сетях.
Эта информация вызывает у нас серьезную озабоченность по следующим причинам.
В соответствии с пунктом «а» части первой статьи 28 Конвенции «О правах детей», ратифицированной Постановлением Верховной Рады Украины 27.02.1991 года, Украина должна обеспечить обязательное начальное образование детей на подведомственной ей территории. В соответствии с частью четвертой статьи 19 Закона Украины «Об охране детства» местные органы исполнительной власти организуют учет детей дошкольного и школьного возраста для выполнения требований по обучению детей в общеобразовательных учебных заведениях.
Нам известно, что в Северодонецке такой учет ведется в отношении детей с зарегистрированным местом жительства. В том числе детей, которые не являются гражданами Украины. Однако, как можно понять из информации госп. Лишик, это, не делается в отношении детей, имеющих статус «временно перемещенных лиц». Следствием чего может быть нарушение их права, предусмотренного статьей 28 Конвенции. Поскольку только такой учет гарантирует обязательность школьного обучения.
По нашему мнению, такой учет не проводится в связи с тем, что в действительности больше половины детей, зарегистрированных в Северодонецке (и еще большая часть - в других населенных пунктах Луганской области) в качестве переселенцев, на самом деле постоянно проживают на оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей. А на контролируемой правительством территории они зарегистрированы как переселенцы исключительно с целью получения от Украины пособий. Поэтому проводить их учет для целей последующего зачисления в общеобразовательное учебное заведение в большинстве случаев невозможно – их здесь просто нет.
По нашему убеждению, правительственные органы Украины, включая Луганскую облгосадминистрацию, умышленно искажают реальную численность временных переселенцев, проживающих в населенных пунктах Луганской области, выдавая за таких детей, зарегистрированных для получения пособий. Ведь это позволяет просить у международных гуманитарных организаций, включая ЮНИСЕФ, поставлять помощь на детей, которых тут физически нет. Кроме того, еще одной большой коррупционной кормушкой для чиновников является процедура оформления пособий на детей, которые можно получать не только не проживая здесь, но даже и не приезжая лично для их оформления с территории, контролируемой ЛНР и ДНР. Такие «платные услуги» оказывают многочисленные «решалы» – взяткодатели.
Обращаем внимание, что искажение реальной статистики по детям переселенцам, проживающим в Северодонецке и других населенных пунктах Луганской области, и связанное с этим отсутствие реального учета детей переселенцев, которые должны (или будут должны) посещать школы, создает реальные угрозы для реализации права на обязательное школьное образование.
В связи с этим, с целью защиты права, предусмотренного статьей 28 Конвенции, предлагаем ЮНИСЕФ затребовать у Луганской областной государственной администрации информацию о количестве детей переселенцев в административных единицах Луганской области с группировкой их по возрасту, и информацию о количестве детей переселенцев, учтенных учреждениями образования в качестве будущих учеников. В свою очередь мы готовы поделиться аналогичной информацией, собранной нами из альтернативных источников.
Председатель правления ЛОО КИУ Алексей Светиков