Современное искусство - уже не роскошь узкого круга творческой элиты, оно становится мейнстримом, обретая миллионы последователей. Даже херсонский союз художников, празднуя 45-летие, открыл выставку СИ, что не может не будоражить воображение.
СОУС взял интервью у организатора выставки Яной Голубятниковой.
До последнего времени мы не знали как ее назвать, но благодаря Саше Паранченковой мы назвали ее «Не формат» Я обзвонила людей, которые мне нравятся, а потом уже приглашала всех, вдруг не угадаю.
Какие критерии отбора?
Четко было заявлено – нереалистическое искусство. Потом мой вкус, плюс вкус председателя союза художников и одного из члена правления.
Я хотела что-то из ряда вон выходящее, кричащее, вызывающее. Мне хотелось передать чистой воды эмоции, без нудного пересказа и литературщины. Не могу сказать, что все нравится, но некоторые работы очень.
Как строилась экспозиция?
Экспозицию мы делали вместе с председателем Ковачем и Билецкой Светланой Анатольевной сугубо интуитивно. Мы меняли работы, носили, делали очень долго. Я только учусь делать выставки, а они давно делают и они знают кто, как и где смотрится - где-то по цвету, где-то по форме, по пятнам… Это зал союза художников и есть председатель, который несет ответственность, поэтому я должна с ним советоваться. Но я не против.
Откуда «современное искусство»?
Название «современное искусство» не будет, его заклеют. Так как председатель сказал, что мы все - современное искусство и ты не имеешь право выделять только это современное искусство, кто же тогда мы? Я сделала ошибку, поэтому это просто молодежная выставка.
Но в принципе ничего плохого в названии нет. Я считаю что это наше херсонское современное искусство. Вячеслав Машницкий считает меня «нафталином» и, в общем, я с ним согласна . Я не могу себя причислить к современному искусству. Что такое СИ - это когда человек чувствует эту волну, радио-волну, того что сейчас происходит. Я лично не чувствую, я человек вне времени, что хочу, то и ворочу. Вот тут люди переживают, переживают то, что происходит сейчас, в них есть дендрит – поэтому это СИ – это мой личный критерий и я никому его не навязываю. Но, наверное, наш председатель прав, наверное, все и являются СИ, раз ты здесь, где живешь.
Тут какая-то ирония получается, что СХ, который зародился как противовес авангардному искусству, сейчас делает выставку СИ.
С одной стороны, у нас хотят двигаться в эту сторону. Но чем сложны формы СИ? В них мало критериев. Вы скажете "хорошо", а кто-то скажет "плохо". Поэтому Союз художников стоит на зыбкой почве, с одной стороны, от этого нельзя не принимать это потому, что это есть, а с другой стороны - какие критерии? как оценивать? И мы ко всему тому же воспитаны в заведениях, где нас обучили, что хорошо, а что плохо. Принять это не просто.
Я бы с удовольствием сделала выставку не только такого, но и хорошего, качественного, реалистического искусства, но… у нас и художники сейчас тоже находятся где-то посередине. Они не там и не там. Плюс еще текучка. Все, кто здорово пишут, пытаются уехать и жить в другой среде. Но я и делала эту выставку потому что у нас много ярких, талантливых людей, на которых стоит обратить внимание. Я когда подбирала работы, то кайфовала. В общем, я довольна. Хотелось побольше крупного формата, хотелось таких, как у Саши Жуковского - ярких, звонких, мощных.
Не отбило охоту кураторствовать?
Если выключишь диктофон, то скажу, что отбило (смеется). На самом деле, это труд, на который ты тратишь массу времени, а выхлоп какой - я не знаю. Еще многие критикуют. Что будут говорить сейчас - не знаю. Я знаю, что это лучше, чем ничего.
Сейчас больше ничего не хочется, но я думаю, что пройдет время - и опять возьмусь.
Какой вкус у выставки?
Горький. Миндаль, который нельзя продать.