С прибывшего в на железнодорожный вокзал Херсона поезда из Киева они шли вереницей в направлении стоянки междугородних автобусов. С увесистым багажом, пляжными зонтами, с детьми... Садились в автобус “Херсон-Евпатория”.
Одна из пассажирок спрашивает у водителя: “На КПП долго будем стоять? Говорят, сейчас – очереди”. Он – в ответ: “Все нормально! Недолго. Контора у нас серьезная. Не переживайте. Это для кого-то – очереди. Мы же – быстро” .
Женщина, а вместе с ней девочка и мальчик примерно среднего школьного возраста садятся в автобус. Девочка достает телефон, хочет сделать селфи на фоне лобового стекла автобуса и таблички с указанием маршрута. Мать окликает ее и одаривает таким неодобрительным взглядом, что дочь сразу все понимает, отказывается от своего намерения и прячет телефон в сумочку.
Да, немало украинских туристов предпочитают не делиться в соцсетях воспоминаниями о крымском отпуске, если он пришелся на период, начиная с 2014 года. Одна из издержек отдыха на полуострове.
Ехать отдыхать на оккупированную территорию – это как-то, знаете ли... Нет, не аполитично. Позиция: “Пусть политики делят свои “огороды” как хотят, а у простых людей – свои интересы” в данном случае выглядит жалким оправданием. И оправданием даже непонятно чего.
Потеряв Крым, Украина не осталась без черноморских курортов. Да, по некоторым параметрам другие курорты с Крымом, увы, не сравнятся. Но насколько это веский повод поддерживать страну-агрессора?
В Крыму за прошедшие два года стало лучше, чище, дешевле? Сервис стал качественнее? В соцсетях и в блогах можно найти немало подтверждений обратного или, во всяком случае – отсутствия изменений к лучшему.
Не так давно общался со знакомым, на протяжении многих лет отдыхавшем в Симеизе. Не изменял он своей традиции и на протяжении прошедших трех курортных сезонов. Правда, в этом году вернулся в, мягко говоря, неважном настроении. Оказалось, что в межсезонье там появилось несколько элитных пансионатов, которые “отжали” себе значительную часть пляжа – лучшие участки.
“Сейчас для отдыха пригоден только один городской пляж, в других местах заход в море затруднен из-за крупных камней. Местные рассказали: один из отелей, “Лиго Морская”, решил расшириться за счет захваченного корпуса противотуберкулезного санатория. Говорят, просто сделали ремонт, не проводя никакой специальной обработки. Селят туда ничего не подозревающих людей”, – рассказал знакомый.
Пустыми словами оказались обещания тамошней власти “национализировать” находящиеся в поселке особняки одиозных украинских олигархов и политиков. Как рассказали знакомому местные жители, среди владельцев той недвижимости – Виктор Медведчук и братья Суркисы. В 2014-м и 2015-м люди ждали, что со дня на день будут снесены заборы и откроется доступ к той части побережья, которой до того много лет пользовались только соратники Кучмы и Януковича. Крымчане говорили, что это обещал даже Аксенов в каких-то своих выступлениях. Но... Социально и ментально близкие оккупационной власти владельцы вилл, похоже, договорились или откупились. И немаленькие участки пляжа, скорее всего, так и останутся недоступными для рядовых отдыхающих.
На вопрос о том, поедет ли он в следующем году в Симеиз, знакомый ответил: “Не знаю” .
Однако недоумение вызывают не только люди, решившие проводить отпуск на оккупированном полуострове, но и то, как легко они могут туда попасть. Причем, попасть посредством пассажирских автоперевозок. Автобусы с табличками “Крым”, “Армянск”, “Симферополь”, “Евпатория” ... – обычное явление в Херсоне. Как и перевозки на такси: такие перевозчики для того, чтобы быстрее обслуживать клиентов и самому не иметь проблем, обычно довозят их до пунктов пропуска на одном авто, потом люди переходят админграницу пешком и пересаживаются в другое авто, принадлежащее тому же перевозчику. Разумеется, один автомобиль имеет украинскую регистрацию, второй – крымскую.
Правда, с недавних пор практически все автобусы, отправляющиеся от херсонского железнодорожного вокзала, “украшены” табличками “Нерегулярні перевезення”. Из-за пристального внимания контролирующих органов к перевозчикам. В беседах “не для протокола” водители говорили, что теми, кто возит отдыхающих в Крым, заинтересовалась еще и СБУ. Не исключено, что последнее связано со сменой руководства в Херсонском облуправлении и всегда сопровождающим такие события интересом головной “конторы” к работе подчиненных.
Примерно год назад рассказал я грузинским коллегам о том, как украинцы ездят в Крым. Те были, мягко говоря, удивлены. Рассказали, что в их стране существует законодательно закрепленный запрет на грузовое и пассажирское транспортное сообщение с оккупированными Россией Абхазией и Южной Осетией. И нарушать ему никому не приходит в голову. За первое нарушение законодательства об оккупированных территориях в Грузии положен штраф – 400 лари (1 лари – около 10 грн.), за второе – уголовная ответственность. Рассказывали, что в Грузии безумно трудно даже найти таксиста, который согласился бы перевезти пассажира в Абхазию или в Цхинвальский регион (так в Грузии называют Южную Осетию). А автобусные перевозки – вообще дело немыслимое. На грузинском КПП каждого пресекающего линию разграничения уведомляют, что далее – оккупированная территория. У нас же...
Кстати, Украина – среди государств, которые одобрили принятие Грузией такого закона и призвали своих граждан соблюдать грузинское законодательство при посещении Абхазии и Южной Осетии. Но почему в таком случае у нас существует либеральный порядок въезда на оккупированные территории?
Еще один повод для недоумения: наплевательское отношение к тому, что человек, едущий на отдых, – это, человек, готовый потратить определенную сумму денег на проезд, проживание, питание, развлечения, сувениры... И пассажиры того же автобуса “Херсон-Евпатория” – это еще и пусть небольшой, но вклад в благосостояние оккупантов и коллаборантов. И отток денег из Украины. А сколько таких автобусных рейсов отправляется за сезон? И в каждом – люди, едущие тратить деньги. Тратить не в Скадовске, Железном Порту, Геническе или в Хорлах. И в Крым при нынешних ценах на полуострове едут не самые бедные туристы. Хотя бы по таким, экономическим, причинам наши контролирующие органы и силовики могли бы подсуетиться. Ведь за сезон неслабая сумма “набегает”. Но такая ситуация, похоже, кому-то выгодна.
Как выгодно и существование автоперевозок в крымском направлении (наверняка – “крышуемым”), и многое другое, что невольно приводит к невеселым мыслям о том, что возврат Крыма в Украину еще долго будет сводиться к говорильне.