Уже около двух недель украинцы живут с новыми тарифами, ведь с 1 июля 2016 года тарифы на тепло и горячую воду для населения выросли почти в два раза. Такое решение в свое время приняла Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, передает FaceNews.
Недавнее повышение тарифов некоторые политики уже успели окрестить «тарифным геноцидом», а городские советы Киева и Днепра приняли мораторий на повышение тарифов. Параллельно в ответственном за повышение органе заявляют: подорожание связано с установлением единой цены на газ для населения и предприятий.
Похоже, поддерживают решение регулятора и некоторые европейские партнеры Украины. Например, еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан, комментируя первые сто дней работы правительства Владимира Гройсмана, позитивно оценил успехи во внедрении реформ в сфере энергетики.
«Мы должны отметить сейчас огромный прогресс в установлении рыночных цен.Особенно тяжелыми были решения в энергетическом секторе, но это все в интересах граждан. Как правило, вначале это непопулярные меры, но это должно поддерживаться социальными выплатами, которые компенсируют и помогают незащищенным слоям общества осилить новые тарифы», – отмечает еврокомиссар.
Однако значительная часть украинских политиков уверена: далеко не всем украинцам под силу новые тарифы. Например, долги киевлян, по словам городского головы, могут вырасти в несколько раз и составить миллиарды гривень.
«На сегодняшний день долги по оплате жилищно-коммунальных услуг только в Киеве составляют более 1 миллиарда гривен. Существует большая угроза, что из-за повышения тарифов задолженность может вырасти вдвое, а это – путь к коллапсу ЖКХ», – отмечает мэр Киева Виталий Кличко.
Если говорить о долгах украинцев за коммуналку в принципе, то, по словам народных депутатов, они растут. Сейчас задолженность составляет около 13 миллиардов гривень, а после повышения тарифов может вырасти до 22,5 миллиардов.
Реальная причина повышения тарифов, по словам части парламентариев, кроется в сговоре олигархов с властью и круговой поруке.
«Почему-то власть подняла цены на электроэнергию. Сеть облэнерго контролируют олигархи. Своим решением НКРЭКУ решила повысить норму дохода, которые должны получать компании, которые продают и поставляют электроэнергию. Кто получает прибыл и выгоду от такого повышения облэнерго? Семь облэнерго принадлежать VS Energy. Собственники – россиянин Бабаков, Гинер и Воеводин. Четыре кампании холдинга ДТЭК олигарха Ахметова. Три облэнерго (принадлежат, – FaceNews) фирмам, близким к Коломойскому и россиянину Григоришину. Еще двумя облэнерго владеет Григоришин, в том числе, через фирму ICU, где когда-то работал голова НКРЭКУ Вовк. Два облэнерго (принадлежат, – FaceNews) братьям Суркисам, два облэнерго – Левочкину, Бойко из «Оппозиционного блока». От поднятых Национальной комиссией регулирования электроэнергии и коммунальных услуг цен так же выиграют те, кто сегодня владеет облгазами, а также частными компаниями, добывающими газ в Украине», – отмечает народный депутат Украины Юрий Деревянко.
Практически ключевую роль в вопросе формирования тарифов отыгрывает НКРЭКУ. Сегодня этот орган, по словам нардепа, самостоятельно, без предварительного согласования и обсуждения, устанавливает цену на воду, газ, электроэнергию, отопление.
«Кто формирует этот орган? Голову и шестерых его членов единолично назначает президент Порошенко, хотя по Конституции у него нет права создавать органы исполнительной власти. Кто же сегодня является членами НКРЭКУ? Итак, голова НКРЭКУ Дмитрий Вовк. До этой должности он работал в корпорации «ROSHEN» Петра Порошенко, где отвечал за увеличение продаж продукции в России. Членами этой комиссии являются: Борис Цыганенко, был должностным лицом в структуре российского бизнесмена Григоришина и в «Киевэнерго» Ахметова, Владимир Евдокимов – это бизнес-партнер соратника Арсения Яценюка, Юрий Голляк, связанный с олигархом Дмитрием Фирташем, Виктория Морозова, связаная со структурами Григоришина. Именно эти члены НКРЭКУ сегодня устанавливают, по каким ценам каждый украинец должен платить за газ, воду, отопление и электроэнергию», – отмечает Юрий Деревянко.
Однако эксперты подчеркивают: в вопросе прямых «привязок» членов НКРЭКУ к украинским олигархам радикальные выводы пока делать сложно, ведь депутаты до конца не объясняют, как конкретно тот или иной участник комиссии связан с тем или иным олигархом.
«В случае головы Вовка, привязка действительно есть. Человек работал в менеджменте «ROSHEN». Однако, насколько я понимаю, с «ROSHEN» он попрощался очень болезненно, потому что в свое время в «ROSHEN» не лучшим образом о нем отзывались (назначение Дмитрия Вовка головой НКРЭКУ в компании называли нерациональным, отмечая, что в ноябре 2014 года он был уволен по причине неудовлетворительных результатов его деятельности, – FaceNews). То есть, насколько я понимаю, там был скандальный процесс расхождения Вовка с «ROSHEN». Связан? Безусловно, связан. Ушел? Ушел. Дальше, когда мы говорим о других завязках, то возникает очень много вопросов, на каком этапе, на каком уровне и что. Я принципиально не говорю, что там нет таких вещей. То, чего я не знаю, я официально заявлять не могу», – рассказывает экс-народный депутат Украины и эксперт-международник Тарас Чорновил.
«Ответа пока на то, есть эти завязки или нет, у меня, например, нет, потому что у меня есть информация, не подтвержденная ничем, кроме того, что когда-то, где-то эти люди были связаны с теми или иными бизнес-структурами, связанными с олигархами. В моем понимании «связанные с олигархом» – когда зафиксировано, что ты брал непосредственно от него деньги, а не работал в структуре менеджмента, которая завязана на сфере его бизнеса. Это было бы для меня конкретным вариантом. То есть, ты был непосредственным советником такого-то олигарха, ты непосредственно был ключевым организатором проведения его каких-то бизнес-планов. Да, тогда ты связан с ним. Однако если ты работал в структурах, связанных с ним, делал карьеру, приносил ему прибыль, сам зарабатывал деньги, нашел предложение лучше… Поэтому еще раз говорю: я не отрицаю, что такие связи есть, однако пока из того, что было оглашено, я увидел только манипуляции, я не увидел подтверждений», – отмечает Чорновил.
Так или иначе, а сегодня, по словам экспертов, выяснение обоснованности повышения тарифов, саботируют и в парламенте, ведь там так и не удосужились создать временную следственную комиссию по вопросам тарифов.
«Первое, что должен сделать парламент, это создать Временную следственную комиссию. Читаю норму статьи Конституции, которую наши парламентарии не знают и не понимают: «Верховная Рада Украины для проведения расследования по вопросам, которые составляют общественный интерес, создает временные следственные комиссии, если за это проголосует не меньше одной трети». Вот у меня встречный вопрос – тарифы составляют общественный интерес? Вопрос риторический. Почему они не могут нормально сделать ВСК, пригласить туда нормальных независимых разных экспертов? То, что депутаты саботируют это, только подтверждает, что либо они персонально, либо их партийные вожди сидят в схемах по этим тарифам», – рассказывает экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
По его словам, эта комиссия поможет получить ответ на основные вопросы, например, каковой является реальная себестоимость украинского газа.
«А оттуда мы пойдем дальше по тарифам, и узнаем, какие потери закладываются в тарифы, какие нормы списания и потерь закладываются в тарифы. Я уверяю: если беспристрастно все это изучить, станет понятно, что тарифы, конечно же, не нужно было так сильно повышать», – подчеркивает Кучеренко.