Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

«Документы» «ДНР» и «ЛНР»: какие из них будут легитимизированы в Украине?

Поширити:
14 травня 2019 15:20
2,509

Верховный суд применил «намибийское право» и признал архивные справки, выданные в «ДНР». Но есть и иные легитимизированные документы.

В Украине произошли очередные изменения, касающиеся юридического статуса «документов», выданных в «ДНР» и «ЛНР». И хотя с одной стороны, Украина по-прежнему не признает вообще никаких бумаг, выданных на неконтролируемых ею территориях Донбасса, с другой стороны, список «документов» «республик», в отношении которых есть механизм легализации в Украине, в нынешнем году расширился. И, возможно, значительно…

Нюансы рождения и смерти

 

История с признанием и непризнанием Украиной бумаг с гербами «ДНР» и «ЛНР» на государственном уровне довольно проста. С момента появления «республик» по настоящее время Украина считает недействительными все «документы», выданные на неподконтрольной ей территории Донбасса.

Правда, тут есть один нюанс. Одни «документы» «ДНР» и «ЛНР» не признаются в принципе, другие – так сказать, по техническим причинам. К последним относятся подтверждающие факт рождения или смерти гражданина Украины.

«Деятельность вооруженных формирований Российской Федерации и оккупационной администрации Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, что противоречит нормам международного права, является незаконной, а любой изданный в связи с такой деятельностью акт является недействительным и не создает никаких правовых последствий, кроме документов, подтверждающих факт рождения или смерти лица на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», – говорится в ст. 2 закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Этот правовой акт также известен как «закон о реинтеграции Донбасса».

Данный закон действует еще с 24 февраля 2018 года, т.е. уже больше года. В нем напрямую не указано, что те же отделы регистрации актов гражданского состояния (РАГС) должны прямо принимать свидетельство о рождении или смерти, выданное в «ДНР» или «ЛНР». Была разработана определенная процедура, которая действует до сих пор.

Через суд

Легитимизация свидетельств о рождении и смерти проходит через суд (это по принципу, как через суд мы узакониваем любые спорные моменты – какую-нибудь пристройку к дому, спорные документы на право собственности и пр.).

Процедура проста. Сначала человек идет в РАГС, предоставляет свидетельство и получает письменный отказ, что РАГС не может его принять. Этот отказ становится базой для составления заявления в суд об установлении факта рождения / смерти. В РАГСах и судах есть шаблоны таких заявлений, также бланки есть в интернете, поэтому составить данный документ не составит труда.

С заявлением и дополнительным пакетом документов идете в суд.

При установлении факта рождения также существенно облегчит дело наличие медицинской карты ребенка, фото ребенка и выписки из истории родов или болезни. Если дело касается смерти человека – справка о захоронении с кладбища, квитанция об оплате ритуальных услуг, фото похорон, могилы.

После этого суд в теории должен рассмотреть дело и принять решение в течение одного дня. Но на практике рассмотрение заявления зависит от фактической загруженности судей – чаще всего, это занимает несколько дней.

Получив решение суда, человек снова обращается в РАГС, где ему выдадут украинское свидетельство о рождении или смерти.

Таким образом, можно констатировать, что в Украине есть законодательное признание свидетельств о рождении и смерти «ДНР» и «ЛНР» и механизм его реализации.

Аттестаты не нужны?

Второй вид «документов» из «ДНР» и «ЛНР», который как бы (условно) признается в Украине, – о среднем или неполном среднем образовании. В частности, при поступлении в украинские вузы и иные образовательные заведения.

Так, к примеру, для поступления в украинский вуз абитуриент из «ДНР» или «ЛНР» может пойти двумя путями.

Первый – нужно найти школу на контролируемой территории и получить там свидетельство о среднем образовании украинского образца. Для этого можно реально учиться в такой школе дистанционно, либо сдать все необходимые экзамены экстерном. Любой из этих вариантов предусматривал предоставление всех имеющихся документов (в т.ч. выданных в «ДНР» и «ЛНР») о текущем уровне образования.

Затем такой ученик, уже как украинский учащийся, сдавал Внешнее независимое оценивание (ВНО) и поступал в выбранный украинский вуз на общих основаниях.

Второй вариант – упрощенная система поступления через образовательный центр «Донбасс-Украина». Но по данной программе поступать можно только в 15 перемещенных с неконтролируемой территории вузов либо в 12 вузов, расположенных на контролируемой территории Донецкой и Луганской областей.

Слоган вступительных кампаний через центр «Донбасс-Украина» гласит, что абитуриент с неподконтрольной территории может поступить в вуз «без паспорта, аттестата, ВНО». Также без документов можно идти в колледжи, техникумы, профессионально-технические учебные заведения.

Выпускникам не нужно сдавать ВНО, и даже предъявлять документ о среднем образовании. Достаточно явиться в центр «Донбасс-Украина», подать заявление и оформить образовательную декларацию. После этого нужно сдать всего два базовых экзамена (государственная итоговая аттестация) – по украинскому языку и истории Украины, а также третий – один вступительный экзамен по выбору вуза, в который выпускники решили поступать.

Образовательные центры «Донбасс-Украина» работают, в основном, в Донецкой и Луганской областях (в Мариуполе, Северодонецке, Славянске, Дружковке, Краматорске, Покровске, Лисичанске, Константиновке, Бахмуте, Красногоровке, Кременной, Лимане, Рубежном, Старобельске, Торецке). Но также в Киеве, Днепре, Харькове, Кривом Роге, Сумах, Виннице.

Принимают все, что приносят

Если абитуриенты с неподконтрольных частей Донецкой и Луганской областей поступают через центры «Донбасс-Украина», то выпускники школ аннексированного полуострова – через «Крым-Украина». Но работа этих центров аналогична.

В программе центра «Крым-Украина» участвует, например, Таврический университет им. В.И. Вернадского, который был эвакуирован с полуострова в Киев. И о практике работы с «документами» абитуриентов с неконтролируемых территорий рассказал ректор данного вуза Владимир Казарин. «Теперь мы принимаем любые документы, которые они привозят с оккупированной территории. Раньше некоторые падали в обморок, что они привозят российские паспорта. Какой паспорт может привезти ребенок из оккупированной территории, если оккупационная власть никаких других паспортов, кроме российских, им не выдает? Ребенок ничего не выбирает. Не имеет значения, какой он привозит паспорт, какой аттестат. Мы здесь составляем образовательную декларацию на основе данных об их образовании. Дети пишут заявление о замене паспортов. Мы это в течение определенного времени делаем. Мы их легализуем в украинском пространстве, потому что они украинцы, у них свидетельства о рождении украинские», – говорил ректор еще в ноябре 2017 года.

В принципе, этой позиции придерживаются и донбасские вузы. Вот, например, агитационный плакат о поступлении в Донбасскую государственную машиностроительную академию (Краматорск), размещенный на сайте ОЦ «Донбасс-Украина». Здесь на первом этапе просят предоставить аттестат о среднем образовании. Прямо не говорится, что принимают аттестат «республиканского» образца «ДНР» и «ЛНР», но иного у детей просто не будет. А то, что данная программа действует именно для таких выпускников, говорит «Шаг № 2» плаката, где указано, что детям необходимо будет пройти годовое оценивание и государственную итоговую аттестацию в ОШ № 8 Краматорска, где им уже выдадут украинскую справку об уровне знаний. 

Неконтролируемый стаж

До недавнего времени – свидетельства о рождении / смерти, аттестаты – это были, пожалуй, и все документы, которые так или иначе можно было легализовать в Украине. Однако в начале нынешнего года случилось событие, которое грозит существенно расширить этот список.

Все началось с того, что одному украинцу 27 февраля 2017 года пришло время выйти на пенсию по возрасту. В конце 2016 года он обратился по этому поводу в Красноармейское объединенное управление Пенсионного фонда Донецкой области (г. Покровск). Однако Фонд отказал в назначении ему пенсии по возрасту, мотивируя свои действия тем, что до необходимого страхового стажа в 15 лет потенциальному пенсионеру не хватает почти 3 лет (ему засчитали стаж на 12 лет 5 месяцев и 6 дней).

Просто Пенсионный фонд не учел некоторые периоды работы, которые были указаны в трудовой книжке, но имели нарушения в записях (есть исправления в датах, нет записи об увольнении или оттиск печати предприятия недостаточно четкий). В частности, потенциальному пенсионеру не засчитали:

  • работу в колхозе «Путь к коммунизму» КСХП «Кузнецово-Михайловское» в отдельные периоды с 1974 по 1996 годы – суммарно 4 920 человеко-дней (сейчас село Кузнецово-Михайловка находится на неподконтрольной части Донецкой области);
  • обучение по программе переподготовки водителя транспортных средств в Макеевской автошколе с 15.04.1981 по 04.07.1981 (город Макеевка сейчас – неподконтрольная территория Донецкой области);
  • обучение по программе подготовки водителя транспортных средств в Тельмановском СТК ДОСААФ с 29.05.1986 по 14.07.1986 (пгт Тельманово переименовано в Бойковское, и сейчас находится на неподконтрольной территории Донецкой области);
  • и др.

Но архивы с документами, чтобы подтвердить недостающие периоды, остались на неподконтрольной Украине части Донецкой области. Поэтому в ответ на замечания управления Пенсионного фонда будущий пенсионер предоставил 19 апреля 2017 года уточняющие справки, выданные в «ДНР» (справки были датированя 04.04.2017). В Пенсионном фонде их не приняли, т.к. по закону, любой выданный в «ДНР» «документ» является недействительным и не создает никаких правовых последствий.

Мужчина с этим не согласился и в мае 2017 года подал иск в суд. Суды первой и второй (апелляционной) инстанции обязали Пенсионный фонд (в лице Красноармейского управления) повторно рассмотреть заявление и… учесть архивные справки из «ДНР».

Пенсионный фонд обжаловал решение в Верховном суде, но и там его не поддержали. 22 октября 2018 года свое решение по делу № 235/2357/17 коллегия судей Кассационного административного суда в составе Верховного суда обосновала просто.

Согласно ст.62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и ст. 48 КЗоТ Украины, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. «При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями», – говорится в решении Верховного суда.

И истец предоставил Пенсионному фонду именно справки из архивов, к которым, по мнению суда, должны быть применены «намибийские исключения». «Что касается доводов ответчика, изложенных в возражении на иск… о том, что справки, выданные на временно оккупированной территории не могут быть приняты во внимание, суды первой и апелляционной инстанций обоснованного исходили из того, что к указанным правоотношениям применению подлежат так называемые "намибийские исключения" Международный суд ООН: документы, выданные оккупационными властями, должны признаваться, если их непризнание влечет за собой серьезные нарушения или ограничения прав граждан», – поясняет Верховный суд.

«При этом, в исключительных случаях, признание актов оккупационной власти в ограниченном контексте защиты прав жителей оккупированных территорий никоим образом не легитимизирует такую власть», – акцентируется в решении Верховного суда.

Почти родная Намибия

В 1971 году Международный суд ООН сформулировал исключения из общих правил непризнания оккупации Намибии Южно-Африканской республикой. Официально документ называется – «Юридические последствия для государств в отношении продолжающегося присутствия Южной Африки в Намибии», но больше известен как «намибийские исключения»

Сами исключения звучат так: «...выданные оккупационными властями ЮАР документы должны повсеместно признаваться… в том случае, если их непризнание повлекло бы серьезные нарушения или ограничения прав граждан». Само это исключение с тех пор довольно широко используется во всех похожих ситуациях в мире. В частности, Европейский суд по правам человека постоянно использует «намибийские исключения» в своей практике. Также поступил и Верховный суд Украины.

Пикантность ситуации заключается в том, что «намибийские исключения» уже применяются украинскими судами. Именно эти исключения и позволяют судам Украины признавать те самые свидетельства о рождении и смерти, выданные в «ДНР» и «ЛНР». Однако такие решения суда не противоречат законодательству Украины, т.к. они оговорены в «законе о реинтеграции Донбасса».

Этого нельзя сказать о решении Верховного суда в отношении признания архивных справок из «ДНР». Это решение прямо конфликтует с тем самым законом «о реинтеграции», о том, что любой документ, изданный «оккупационной администрацией», является недействительным и «не создает правовых последствий». Тогда исключение было сделано только для актов рождения и смерти. Но кроме рождения и смерти есть еще много иных случаев, когда «намибийские исключения» требуют признания других «документов», выданных в «ДНР» и «ЛНР» в интересах граждан Украины.

И что теперь будет?

Какие последствия будет иметь произошедшее? Если смотреть аналогии, то в случае со свидетельствами о рождении и смерти, выданными в «ДНР» и «ЛНР», некоторые украинские суды их косвенно признавали еще до того, как Верховная Рада приняла соответствующий закон. Более того, сам закон был принят после того, как в ООН неоднократно «обращали внимание» Украины на эту проблему.

«Органам государственной власти Украины — разработать и внедрить административную процедуру установления фактов рождения и смерти, произошедших на территории подконтрольной вооруженным группам, в рамках существующей процедуры регистрации смертей и рождений, которая была бы доступной и не допускала бы дискриминации по любому признаку; при этом судебная процедура установления таких фактов должно оставаться в силе для сложных случаев», – так звучит часть доклада Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине, опубликованная в конце 2017 года. Именно после этого, в январе 2018 года Рада и приняла соответствующий закон.

Кстати, правительство уже как бы оперативно отреагировало на сложившуюся после решения Верховного суда о признании архивных справок «ДНР» ситуацию. Еще 30 января нынешнего года Кабмин своим Постановлением №109 внес изменения в «Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней».

Теперь исправленные, недостоверные или неточные записи в трудовой книжке о периоде работы на предприятиях, в учреждениях, организациях или их правопреемниках, расположенных на неподконтрольных территориях Донбасса, будут учитываться в трудовой стаж. Правда, есть одно весомое «но».

Эта процедура должна идти в соответствии со специальным порядком, определенным Пенсионным фондом по согласованию с Минсополитики. Но на данный момент такого порядка не существует. Однако, теперь есть судебный путь решения этой ситуации.

Но самое интересное здесь в том, что есть много других «документов», не признание которых можно так или иначе трактовать как «серьезные нарушения или ограничения прав граждан». Будут ли суды в Украине легимитизировать и их?

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів