Более 8,5 миллионов гривен придется выплатить бывшему председателю Райского сельсовета за уничтоженные посадки. Такое решение принял 3 декабря Новокаховский городской суд по иску Государственной экологической инспекции в Херсонской области.
Как уже не раз писала “Вгору”, в области настоящая катастрофа с полезащитными посадками. Некогда стройными рядами они противостояли степным суховеям и песчаным вихрям, защищая плодородный слой земли и урожай. Но за последние годы от них остались “рожки да ножки”. За насаждения, что находятся в ведомстве лесоохотничьего хозяйства, хоть как-то отвечают лесники. А посадки – как бы “ничейные” и несчитанные. Чем и воспользовалась летом 2013 года председатель Райского сельсовета.
Досудебное следствие доказало: она составила акт о том, что комиссия обследовала 2,8 га лесных насаждений сельскохозяйственного назначения вдоль трассы Одесса – Новоазовск, проходящей по землям села Обрывки. И комиссия установила: эти посадки нуждаются в “сплошной санитарной рубке”. Но никакой комиссии и обследования – не было. Тем не менее, председатель направила “выводы” в Херсонское областное управление лесного и охотничьего хозяйства Государственного агентства лесных ресурсов Украины и получила “добро” – бланк лесорубочного билета. Точно так же, в октябре, она получила и второй бланк лесорубочного билета. В этот раз несуществующая комиссия “составила акт” о необходимости вырубить все деревья на площади 2,1 га, на окраине села Райское, вдоль улицы Индустриальной.
Лесорубные билеты председатель распределила между двумя предпринимателями: ФОП Коршун и ФЛП Здоровяк. А они успешно и “законно” уничтожили посадки.
За служебный подлог, то есть за “акты комиссии”, председателя уже осудили. Против этого обвинения она не возражала и на суде искренне раскаивалась. Суд учел также почтенный возраст председателя сельсовета и “подошедшую амнистию” . Вроде как приговорил к двум годам лишения свободы, к году – лишения права занимать должности, связанные с организационно-распорядительной деятельностью, и штрафу в размере 5100 грн. в доход государства. Но тут же, “по амнистии”, суд полностью освободил гражданку Н. от отбывания наказания. Как основного, так и дополнительного.
Это дело могло на том и закончиться. Однако экологи не поленились и подсчитали, сколько пеньков осталось вместо деревьев. И предъявили гражданке Н. иск о возмещении вреда, причиненного нарушением Лесного Кодекса Украины.
Дело рассматривалось на открытом заседании Новокаховского городского суда 3 декабря 2015 года. Ответчица категорически не признавала себя виновной. Она настаивала, что территория, на которой совершено порубку деревьев, не относится к землям лесного фонда, Райский сельсовет претензий к ней не имеет, поэтому и ее вины, и ущерба государству никакого тоже нет. Однако судья Лариса Сапронова напомнила, что уже есть приговор, согласно которому вина председателя уже доказана. Тот приговор не оспаривался. А в новом процессе рассматриваются последствия незаконных действий. А последствия таковы: лесному фонду нанесен материальный ущерб в размере 8555942,68 грн. Поэтому суд постановил: взыскать с ответчицы эту сумму в полном объеме, в фонд охраны окружающей природной среды, в пользу Райского сельского совета. Да еще и выплатить почти 130 тыс. грн. судебного сбора.
Эти деньги – более чем 8,5 миллионов, село может потратить исключительно на возобновление посадок. Но что с будет с другими “выбритыми налысо” обочинами дорог Херсонщины? Ведь их не стало не только вдоль трассы Одесса – Новоазовск и на окраине Райского. И не факт, что другие “органы местного самоуправления” не пользовались соблазнительной “лазейкой”, и не получали по той же схеме лесорубные билеты.
P.S. С начала года на Херсонщине открыто 219 уголовных производств по факту незаконной вырубки леса. Из них 34 уже направлены в суд с обвинительными актами, еще по 34 объявлено о подозрении, по 50 продолжается следствие. По Цюрупинскому району таких дел 69, Голопристанскому – 36, Каховскому – 8.
Были рейды по лесопилкам, 9 из них закрыты как незаконные. Закрылась линия и по изготовлению топливных брикетов из опилок на территории Северной исправительной колонии №90 (в день изготавливала свыше полтонны брикетов!). Как “пожаловался” редакции “Вгору” начальник Управления пенитенциарной службы в Херсонской области Алексей Луговской, – не стало сырья: “Перестали рубить лес, опилки и кончились”.