В Украине близок к завершению первый месяц карантинных мероприятий, вызванных необходимостью противостоять распространению инфекции коронавируса COVID-19.
Меры предприняты беспрецедентные и настолько жесткие, что уже сейчас украинская экономика практически во всех сферах начинает буквально «трещать по швам». А ведь карантин, который формально должен закончиться 24 апреля, правительство наверняка продлит: вряд ли кто-либо сомневается в этом. К примеру, сегодня, 7 апреля, подобные предположения уже высказал премьер-министр Денис Шмыгаль, который заявил, что определенные карантинные ограничения могут сохраниться в стране до сентября.
Исходя из такой ситуации, как известно, Верховная Рада приняла ряд изменений в законодательство, которые тут же окрестили «антикоронавирусными». В частности, наибольший резонанс получил утвержденный Радой законопроект №3275 под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)».
Закон предусматривает существенные послабления для бизнеса: он расширяет как налоговые льготы, так и регулирует отдельные вопросы применения процессуальных сроков, выплаты социальной помощи гражданам, начисления процентов по кредитам, уплаты арендной платы на период карантина и тому подобные вопросы.
Впрочем, сразу же по принятию нового документа у него обнаружилось множество критиков. Так, первыми против закона выступили городские головы крупных украинских городов, а также другие представители местных общин. По их мнению, новый закон, пытаясь защитить предпринимательство и устраивая дельцам комфортные «налоговые каникулы», наносит сокрушительный удар по местному самоуправлению, лишая общины многомиллионных бюджетных средств.
Мэр Киев Виталий Кличко в своем недавнем телеобращении к киевлянам заявил, что в результате действия новых законодательных норм бюджет столицы потеряет не менее 1,6 миллиарда гривень, а в целом местные общины рискуют не досчитаться как минимум 12,4 миллиарда гривень.
Похожие заявления прозвучали и из уст других градоначальников. Городской голова Днепра Борис Филатов считает, что город из-за непродуманного законодательства лишится не менее 300 миллионов гривень.
«Весь мир помогает пострадавшим городам огромными финансовыми вливаниями, а они принимают закон, который окончательно грабит местное самоуправление… Люди, провалившие госбюджет и уронившие промпроизводство, штампующие безумные законы, не читая их, теперь решили запустить свои грязные и кривые руки в деньги территориальных громад», - написал Филатов на своей странице в Facebook.
Вторит ему и одесский коллега Геннадий Труханов, который отмечает, что потери Одессы из-за «антикоронавирусных» законов в 2020 составят до 100 миллионов гривень.
«И если Одессе эти законы нанесли ощутимый, но не критичный удар, то для многих небольших городов, где налог на землю и недвижимость является основным источником доходов, по сути, это нокаут», - сказал Труханов.
В самом деле - как законодательные новации отразятся на средних и малых местных общинах, в частности, на ОТГ? Прокомментировать положение дел мы попросили директора Херсонского регионального отделения Ассоциации городов Украины Ларису Оленковскую:
«Парадокс ситуации состоит в том, что на самом деле закон, призванный якобы защитить украинское предпринимательство в кризисный период, наносит удар не только по местным бюджетам, но и по самим предпринимателям. Можно привести несколько очевидных и простых примеров. Допустим, одна из ОТГ на Херсонщине за счет бюджетных средств провела реконструкцию водовода, чего не делалось уже десятки. Вряд ли кто-нибудь оспорит, что новый водовод - это и более качественный контроль соблюдения санитарных норм, и просто гораздо более чистая вода. Но из-за принятого закона громада сейчас не имеет возможности рассчитаться с предприятиями, которые эти работы производили, а сам объект не может быть введен в эксплуатацию. В результате страдают и люди, и тот самый бизнес, который не получил свои деньги.
Или, например, рассмотрим ситуацию по селу Счастливцево. Это далеко не самая бедная община в Херсонской области: львиная доля бюджетных поступлений зависит от аренды недвижимого имущества, которую платят предприниматели, обслуживающие курортную сферу. Поскольку Рада сейчас, по сути, «заморозила» налоговые выплаты, Счастливцево не хватает более полутора миллионов гривень на то, чтобы плавно и четко войти в очередной курортный сезон. А ведь на эти деньги можно было бы создать достойные условия для функционирования тех же предприятий, которые занимаются предоставлением услуг отдыхающим. Кто потерял в итоге? Сразу три стороны: местная община, бизнес и тысячи туристов.
Непонятно также, почему новое законодательство так усиленно защищает тех предпринимателей, суть бизнеса которых составляет производство сельхозпродукции и которые платят аренду за землю в местные общины. ОТГ, на территории которых находятся такие предприятия, только и выживают за счет земельной аренды. Между тем, сельхозпредприятия вряд ли можно считать убыточными даже в нынешний период карантина: у них совсем иная специфика работы, ведь они производят пищевую продукцию, которая всегда будет пользоваться спросом. В то же время, колоссальные убытки несут сейчас другие виды предпринимательской деятельности: кафе, непродовольственные торговые сети, те предприятия, которые по каким-то причинам не имеют возможности наладить онлайн-доставку товаров и услуг и вынуждены либо существенно сокращать персонал, либо и вовсе закрываться. Именно такая категория предпринимательства, на мой взгляд, заслуживает законодательной помощи. Но, даже если они и получат «налоговые каникулы», то есть угроза, что после карантина им попросту уже нечем будет платить накопившиеся долги».