В Европейском суде по правам человека в Страсбурге за два года накопилось более 20 тысяч жалоб от украинцев, пострадавших из-за войны на Донбассе.
Основная причина — массовые нарушения, которые наши правоохранители оставляют без внимания, пишет "Накипело".
По данным адвоката Харьковской правозащитной группы Натальи Охотниковой, у законодателей во многих случаях связаны руки: они не могут обеспечить расследования или защищать граждан на неподконтрольной Украине территории. Да и в «серой зоне» местные жители сталкиваются с безразличием.
«Когда люди звонят в скорую и просят приехать к раненому, им отвечают: «Мы не можем приехать к вам. У вас стреляют». У нас есть похожее дело, когда пожилой мужчина на оккупированной на тот момент территории получил ранение руки. В скорой ему сказали, что они могут подъехать только к блокпосту. Его так и довезли. Он, зажимая рану, перешел блокпост, и только потом наша скорая его забрала. Мужчину спасли, руку — нет. Это ненормально. Хотелось бы видеть это только в фильмах, а не в реальной жизни слышать от людей», — рассказывает Наталья Охотникова.
Что рассматривают сейчас
Сотни заявлений в Евросуде касаются неэффективных поисков пропавших без вести военных и местных жителей. Юристы неоднократно настаивали на принятии законов, которые могли бы упростить механизм признания человека пропавшим без вести.
В Страсбурге также рассматриваются дела пострадавших от вооруженного конфликта заключенных, которых не успели перевести в украинские тюрьмы. По данным адвоката, это около 9 тысяч человек.
«Донецкая и Луганская области всегда характеризовались большим количеством колоний и следственных изоляторов. Некоторые из них, например, колония в поселке Чернухино Луганской области, подвергались обстрелам, люди были ранены. По неподтвержденным данным, были предложения выпустить заключенных взамен на их участие в так называемых батальонах на стороне «ДНР»/"ЛНР"», — продолжает Наталья.
Реакция России на адвокатские запросы
Специалист отмечает высокую подготовку российских юристов, поскольку это не первый подобный военный конфликт для РФ.
«Когда мы обратились в следственный комитет Российской Федерации с просьбой объяснить незаконное задержание человека и применение к нему пыток, они ответили следующие: «Мы получили ваше заявление, о что там-то находится человек в заложниках. Россия обращает внимание суда на то, что дело касается граждан иного независимого государства — Украины — и это происходит на территории Украины, а не России. Мы не владеем информацией о том, что там происходит», — процитировала Наталья Охотникова.
В письме российское правительство называет запросы украинских юристов провокационными и намеренными заставить Россию отвечать за якобы несовершенные действия на Донбассе.
Как долго ждать решение суда
На вынесение вердикта в Евросуде уходят годы, в среднем — пять лет, а межперсональные дела находятся в меньшем приоритете, чем межгосударственные. Специалисты допускают, что заявления обычных граждан могут рассматривать еще дольше.
Если жалоба в Европейский суд по правам человека составлена неправильно, бывает, что ею не занимаются вовсе. Юристы советуют найти квалифицированного адвоката, который поможет создать пакет документов.
«Многие считают, что если скопировать кассационную жалобу и вставить ее в жалобу ЕСПЧ, то все это будет почти одно и то же, но это не так. Нанять специального адвоката можно бесплатно, государственную пошлину платить не придется. Первичные расходы на обращение в Европейский суд ограничатся несколькими сотнями гривен на корреспонденцию. Если это резонансное дело, поднимающее серьезные правовые вопросы, то вы найдете юристов среди частных компаний, общественных организаций, которые помогут вам организовать все бесплатно», — говорит советник юридической фирмы ILF, специалист по защите прав в Евросуде Андрей Кристенко.