Каждый год Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA радует зрителей фильмами.
Они запоминаются надолго и заставляют думать о непростых явлениях и вещах, которые вроде бы находятся совсем рядом, но часто остаются вне нашего поля зрения. XV Путешествующий фестиваль на тему “Равные равенства” не стал исключением. На протяжении трех дней херсонцы имели возможность посетить открытые показы в кинотеатре “Мультиплекс”.
В первый день открытых показов, 10 декабря, херсонцы посмотрели три фильма - “Моя счастливая непростая семья” (Тесса Луиза Поп / Нидерланды), “Дети Терриконов” (Фредерик Брюннкель / Франция) и Проект “Бабушка”(Балинт Ревес / Великобритания, Венгрия).
Фильм “Моя счастливая непростая семья” посвящен трем девочкам-подросткам и их непростым семьям.
В жизни часто случается, что люди расходятся. И если в семье есть дети, то для них, как правило, это большой стресс. В постсоветских странах нередко общение ребенка с одним из родителей ограничивается или исключается вовсе. Но героиням фильма повезло - их родители сумели сохранить дружеские отношения, и в результате семьи у девочек в два раза больше. У одной из героинь, например, две мамы, она общается со своим биологическим отцом и его семьей, где ее любят как родную и так же заботятся о ней.
Девочки часто сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, ведь большинство семей все-таки остаются традиционными - папа, мама, дети, и бывает тяжело рассказывать о своих родных, ведь они не вписываются в общепринятый шаблон. Когда другие дети слышат слово “мачеха”, в их голове возникает образ злой тетки из сказок и мультфильмов, который не соответствует действительности.
Страдают ли о в этой ситуации дети? Героини фильма “Моя счастливая непростая семья”- точно нет. Разве что от того, что порой не хватает времени уделить внимание всем и приходится разрываться между двумя домами. Но взамен девочки получают в два раза больше любви и заботы. Кульминацией фильма стали благодарственные письма, которые девочки написали своим близким, слезы радости и теплые объятия.
В центре сюжета документального фильма “Дети Терриконов” малообеспеченная семья из французского “гетто”: мама и двое сыновей. Они живут в неблагополучном районе, где вместо игрушек - вещи, найденные на свалке.
У матери нет постоянного места работы, единственный источник дохода - пособие на детей и временные заработки. Один из мальчиков, подросток Лоик, не хочет ходить в школу. Он подвергается постоянному буллингу ровесников из-за того, что он гей. Перед ним стоит выбор: ходить в школу, терпя оскорбления, и получить диплом о среднем образования, или бросить школу и пойти работать в магазин. И Лоик выбирает второй вариант.
Неоднозначную реакцию херсонских зрителей вызвала мама мальчиков. На протяжении фильма она ни разу не крикнула на своих детей, не читала морали, не ругалась. И когда Лоик решил бросить школу, она приняла это решение и сына и лишь спросила: “Что ты будешь делать дальше?”.
Женщина говорила, что, несмотря на сложное материальное положение, она старается дать сыновьям все, о чем они просят. Да, не сразу, но это у нее получается. И дети со своей стороны ей очень благодарны, они видят, что она живет ради них и искренне ее любят.
Во время обсуждения фильма зрители разделились на два лагеря. Часть считала, что мать ведет себя неправильно, не выполняет своих родительских обязанностей и пускает жизнь детей на самотек. А другая часть прониклась симпатией к этой женщине, которая любит сыновей и дает им право самим брать ответственность за свои действия и свою жизнь. Лично я примкнула ко второму лагерю, ведь отношение мальчиков к маме, их слова в ее адрес говорят, что, независимо от того, как сложится их жизнь в будущем, они никогда не скажут, что мама им чего-то недодала.
В конце фильма Лоик пытается пробовать себя в парикмахерском деле и первой моделью, конечно же, становится его мама.
Документальный фильм “Проект “Бабушка” рассказал о трех пожилых женщинах, которые пережили Вторую Мировую войну, и их внуках. Одна из них немка, вторая венгерка, третья - англичанка. Каждая прошла тяжелый жизненный путь. Зрители узнали о жизненных перипетиях каждой из них, о тех переживаниях, которые не уходят с годами, передаваясь следующим поколениям.
Фильм пронизан теплотой и любовью, с которой внуки относятся к своим бабушкам, связью поколений, которая здесь была видна как нельзя лучше. Бабушка-немка рассказывала, как она ненавидела фашистов и всю войну вынуждена была мириться с этим. До конца жизни она испытывает чувство вины за свою национальность, как и ее внук, которому тяжело жить с осознанием того, что его предок - начальник тайной государственной полиции Германии, группенфюрер СС Генрих Мюллер.
Другая бабушка во время войны была шпионкой, как и ее супруг. Спустя годы, до сих пор за ней ходят тени личностей, которых приходилось “играть” во время войны.
Это был один из таких фильмов, после которых хотелось молчать и позвонить своим бабушкам и дедушкам, которым нас так не хватает и на которых мы, если копнуть глубже, очень похожи…